меню раздела | оглавление
| ссылки по теме
МЕСТА >
ЕВРОПА > РЕТРА - СВЯТОЙ ГРАД НА ВОДАХ
- С VII по XII вв. н.э. все земли между Одером и Эльбой, а по-славянски
- Лабой, были заселены племенами западных славян: поморянами и бодричами,
полабами и ваграми. Одним из самых многочисленных был народ лютичей,
получивших свое имя за храбрость в боях с врагами. Их столица называлась
Радигощь или по-немецки - Ретра.
- Сейчас многие города переименованы: Старгород превратился в Альтенбург,
Райбор стал Ратцебургом, Мехлин - Мекленбургом, Бранница - Брандербургом,
Кореница - Гарцем. Некогда обитавшие здесь славяне были частично оттеснены
на восток, частично перебиты, остальные онемечены. Культурные традиции
и язык хранят разве только лужицкие сорбы, верхние и нижние. И все же
в немецких землях осталось много славянского: в таинственных лесных
чащах, в глубинах озер. Живы предания о Радигощи, которая не раз подвергалась
нападениям: в 953 году ее обороняли от итало-германского короля Оттона
Первого, в 1068 году - от войск Генриха Четвертого, полстолетия спустя,
в 1118г., Ретру штурмовали воины французского короля Лотаря Третьего
и в 1150 году - солдаты Генриха Льва. Ни одному правителю славянская
Радигощь не давала покоя, каждый считал своим долгом пойти на нее военным
походом, разрушить и разграбить.
- Христианские хронисты, шедшие вместе с армией, старательно описывали
увиденное. Германский епископ Титмар Мерзенбургский (975-1018) подробно
описал святой град, расположенный на озерных островах: "Столица
племени лютичей город Ретра, имела территорию треугольной формы и была
окружена священной дубравой с тремя воротами. Двое из них были общедоступными,
а третьи вели в воды озера. Посреди города возвышался мастерски выстроенный
на фундаменте из рогов разных зверей и животных деревянный храм. Внешнее
его украшение составляли прекрасно вырезанные и умело раскрашенные барельефы
разных богов и богинь, а в середине стояли закованные в боевые латы
статуи богов. Главным среди них, безусловно, был Радегаст".
- Современный исследователь Александр Снисаренко в книге "Третий
пояс мудрости" пишет: "Радегаст почитался в виде юного воина
с копьем в левой руке, имя его переводится неоднозначно: "гость
совета" (незримо присутствующий на советах вождей), "глава
совета" (ибо решающее слово принадлежало жрецу, оглашавшему волю
Радегаста), "господин редариев", или ратарей, принадлежавших
к племенному союзу лютичей (их верховное божество). Не исключено, что
такая многозначность была намеренной и что имя этого бога означало и
первое, и второе, и третье. У моравов он назывался Радогостом, немецкие
летописцы превратили это имя в Радхорст".
- В городе Радегаста, Радигощи, все дышало красотой и святостью, даже
само озеро своим покоем или волнами предсказывало будущие события. На
берегах оставляли жертвоприношения, и воды принимали их. Вокруг озера
и на его островах росли священные деревья, которые никогда не знали
топора. Тщательно сохраняемые, они жили очень долго. Но и среди этих
древесных долгожителей своей мощью и могучей красотой выделялись многовековые
дубы. Под их ветвями, окруженные деревянным забором, стояли племенные
боги ратарей, хижан, черезпнян, любушан, венедов и многих других славянских
народов. Сюда могли войти жрецы и те, кто приносил жертвы богам. Но
не было отказа и тем, кому грозила смертельная опасность: все, независимо
от рода и племени, получали защиту под сенью священной дубравы. Роща
в плане была треугольной - по числу ворот, ведущих в Радигощь. Как желанных
гостей здесь приняли саксов и их жреца - епископа Гельмольда. Те, пройдя
по узкому мосту и оказавшись в святом месте, восхищались его красотами,
дивились гостеприимству хозяев. Но вдруг по команде епископа саксы с
мечами наголо ринулись на безоружных жрецов славянских. Насилием и святотатством
они отплатили за гостеприимство. Позже Гельмольд описал эти события
в своих хрониках: "Тут среди старых деревьев мы увидели священные
дубы. Их окружал дворик, обнесенный деревянной, мастерски сделанной
оградой, которая имела двое ворот. Все места были переполнены святыми
и идолами. Сюда каждый второй день недели собирался весь народ вместе
с князем и жрецом на суд. Тут был жрец, свои правила и обряды жертвоприношений...
Когда мы пришли в эту дубраву и место безбожия, мы, зайдя во дворик,
сломали ограждение, свалили его в кучу вокруг священных деревьев, и,
подпалив, устроили из множества столбов костер, однако не без боязни,
что на нас обрушится людское негодование".
- Славяне не ответили злом на зло: они не могли пролить кровь в священной
роще. "Язычники" были куда ближе к заповедям Христа, чем германские
неофиты. Жрецы лютичей ушли из оскверненной саксами Ретры в соседнее
племя бодричей, которыми в то время правил гордый князь Крут. У него
во дворце схоронили статую вечно юного Радегаста. А Крут не таким был
человеком, чтобы уступить иноземцам, сколь не были бы велики их силы
- бодричи сражались с германцами до последнего воина, пока не прекратился
весь их род.
- Но имя Радегаста не было забыто. Снисаренко пишет: "Значение
и популярность Радегаста переоценить просто невозможно. Пожалуй, ни
одно другое славянское божество не оставило столько следов на географической
карте: Радвилишкис в Литве и Радеформвальд к востоку от Дюссельдорфа,
Радеберг и Радебойль около Дрездена, Радовицкий в Моковской области
и его югославский тезка Радовиш, Радогоща в Ленинградской области и
югославское Радоево, болгарский Радомир, польские Радом и Радомско,
Радомышль в Житомирской обалсти... Функция Радегаста как советчика сохранилась
в неизменной форме в слове "рада". В украинском, белорусском,
польском и других славянских языках так называют совет как орган власти.
А у бодричей это божество зафиксировано с именем Родогаст: не отсюда
ли усеченное имя Род?" Автор высказывает предположение, что и подмосковный
Радонеж, чье название происходит от "радуницы" - дня поминовения
усопших предков, несет в себе имя бога поминальной тризны - Радегаста.
- Ну, а что же случилось с самой Радигощью, не могла же она исчезнуть
без следа? Немецкие археологи потратили немало сил на раскопки в тех
местах, где некогда обитали славянские племена. Сотрудники музея древней
истории в Шверине и Центрального института древней истории и археологии
откопали неподалеку от Шернбергского озера, в Великом Радене, остатки
храма племени варнов. Уничтоженный во времена христианизации и сброшенный
в болото, он почти полностью сохранился. Довольно крепкие остатки стен,
крыши и внешней дубовой стены с вырезанными ликами божеств, позволили
провести удачно реконструкцию. Построенный приблизительно в IX веке
на малодоступном полуострове, храм стоял на определенном расстоянии
от села. К нему вела добротная дорога из дубовых брусов. Но вряд ли
это и есть Радигощь, описанная хронистами Титмаром и Гельмольдом.
- В 1922 году археолог Карл Шуххарт раскопал на мысу, выступающим в
озеро Брейтерлюццин, северо-восточнее города Фельдберг, славянский город,
окруженный двумя земляными валами с тремя большими и тремя малыми воротными
башнями, с храмом Сварожича-Радегаста в центре. Город был условно назван
Ретрой. И все же, по описаниям хронистов, Радигощь должна находиться
на дне озера Толлензее - ее искали и там, но озеро не желает выдавать
свою тайну. Лишь иногда по ночам над водной гладью вспыхивают таинственные
огни то в одном месте, то в другом. Местные старожилы считают, что это
ходит по водам древний славянский бог Радегаст с факелом в руке: хочет
отыскать Радигощь, свой родной дом, прекрасный, как в древние времена,
когда на землях между реками Одером и Эльбой жили многочисленные славянские
народы.
материалы книги "Атлас тайн и загадок"
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
©OtherPlanet
|