меню раздела | оглавление
| ссылки по теме
МЕСТА > РОССИЯ
> БЕЛОВОДЬЕ
- В "Повести временных лет" под 981 годом Нестор-летописец
записал: "Пошел Владимир на поляков и захватил города их...".
Казалось бы, обычный военный поход, каких было много и раньше, но сейчас
в западнославянских землях великий киевский князь Владимир Святославич
увидел, что старые, родовые боги повержены, а люди уже 16 лет исповедуют
новую веру - в Иисуса Христа. Задумался князь: от врагов можно оборониться
силой, а чем защититься от богов? Вернулся он в Киев, а тут волхвы говорят,
что нужно в жертву принести юношу. Пошли они на Подол, к новой церкви
Богородицы, рядом с которой жил варяг, принявший православную веру,
объявили ему: "На сына твоего напал жребий, избрали его себе боги,
так принесем же им жертву". Но новообращенный христианин воспротивился:
"Не боги это, а дерево: нынче есть, а завтра сгниет, не едят они,
не пьют, не говорят, но сделаны руками из дерева. Бог же один, ему служат
греки и поклоняются; сотворил он небо, и землю, и луну, и солнце, и
человека и предназначил его жить на земле. А эти боги что сделали? Сами
они сделаны... Если боги они, то пусть пошлют одного из своих и возьмут
моего сына". Волхвы подожгли дом, убили варяга и его сына - силой
и числом победили, но не пришли им на помощь старые боги, словно и не
было их вовсе. Еще через три года пожаловали к Владимиру Святославичу
миссионеры от разных народов и вер. Первыми были волжские булгары, которые
сказали: "Ты, князь, мудр и смышлен, а закона не знаешь, уверуй
в закон наш и поклонись Магомету".
- Вслед за ними прибыли посланцы папы римского и от его имени передали:
"Земля твоя такая же, как наша, а вера не похожа на веру нашу,
так как наша вера - свет, а ваши боги - просто дерево". Следующими
были хазары, исповедующие веру в Иегову. Они хвалили свою веру: "Слышали
мы, что приходили булгары и христиане, уча тебя каждый своей вере. Христиане
же веруют в того, кого мы распяли, а мы веруем в единого Бога Авраамова,
Исаакова и Иакова". Православные греки прислали в Киев философа,
который рассказал князю о Библии, Ветхом и Новом заветах, поведал об
учении Иисуса Христа. Этот рассказ понравился Владимиру Святославичу
более других, но, прежде чем принять решение, он посоветовался со старейшинами
и боярами. Бояре ответили: "Знай, князь, что своего никто не бранит,
но хвалит. Если хочешь поистине все разузнать, то ведь имеешь у себя
мужей: послав их, разузнай, у кого какая служба и кто как служит Богу".
- Так Владимир Святославич и поступил: отправил шесть посольств в соседние
страны. Но во сне явился к нему некий старец, настоятельно советовавший
отправить еще одно, седьмое, посольство, но куда именно, не мог сказать.
Князь призвал к себе тридцатилетнего монаха Сергия, рассказал ему о
своем сне и велел выяснить, куда должно быть отправлено последнее посольство.
Отец Сергий молился Господу, просил Его даровать откровение, чтобы помочь
князю. На седьмую ночь ему привиделся настоятель Афонского монастыря,
в котором он стал монахом, и напомнил сказание о Беловодье: в глубокой
древности один византийский царь, недовольный своей верой, собрал со
всей страны мудрецов и спросил их, куда отправить посольство для выбора
новой, лучшей веры. Долго совещались мудрецы, а затем поднялся самый
старый из них и поведал о том, что еще его учитель, рассказывал, что
далеко на Востоке существует страна Беловодье - сказочная обитель вечной
красоты и истины, но добраться туда может только избранный, тот, кого
сами обитатели Беловодья признали годным для такой цели. Византийскому
царю это сказание понравилось, и он снарядил посольство на Восток, во
главе с мудрецом. Долго от них не было никаких известий. Только через
двадцать лет вернулся седобородый старец, а все его спутники, молодые
и сильные, сгинули в долгих странствиях. Услышанное во сне от настоятеля
Афонского монастыря Сергий пересказал Владимиру Святославичу и тот,
выслушав сказание, решил поступить подобно византийскому царю: снарядил
большое посольство из 333 человек и велел им идти на восток, все время
навстречу солнцу. Предполагалось, что они вернутся через три года. В
первом году приходили в Киев известия, что посольство встречали в его
пути на Восток. Потом все смолкло, и на Руси решили, что посланники
затерялись в дальних азиатских краях. Возможно, думали бояре, что и
Беловодья с его особой верой просто не существует, а потому советовали
князю, отбросив колебания, принять веру византийскую, православное христианство.
Владимир Святославич крестился сам и крестил русский народ, как об этом
повествуется в "Повести временных лет": "На следующий
же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и
сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи,
другие по грудь... попы же, стоя, совершали молитвы. И была видна радость
на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ..."
- Спустя 49 лет после отправления посольства в Беловодье, из Царьграда
прибыл монах преклонных лет. Семь лет он прожил в Киеве отшельником
и, чувствуя приближение смерти, на исповеди сказал: "Я тот монах,
который был послан великим князем Владимиром - Красное Солнышко с посольством
искать Беловодье". И дальше умирающий рассказал, что шли они через
чужие земли два года, пока не зашли в пустыню, сплошь покрытую скелетами
людей и животных. Тут большая часть людей дрогнула и повернула назад.
Остались лишь Сергий с двумя спутниками. Изнемогая от зноя, голода и
жажды, они двинулись в неведомые дали и были вознаграждены за лишения:
встретили человека, который некогда побывал в Беловодье - он указал
туда путь и дал проводников. После многих приключений русский монах
оказался в горах: его спутники заболели, а проводники не посмели идти
дальше. Сергий на смертном одре вспоминал: "Я остался совершенно
один - кругом не было ни души. Но я не впал в уныние. Чувство неописуемого
счастья, восторга и неземной радости охватило меня. Я чувствовал, что
цель моего путешествия близка, и я ее обязательно достигну".
- В полубессознательном состоянии он брел по горным тропам, интуитивно
выбирая повороты. К вечеру четвертого дня был подобран людьми, говорящими
на неизвестном, но понятном Сергию языке. Так русский монах попал в
запретную страну - Беловодье, о которой рассказывал довольно скупо:
"Трудно описать все, что я там увидел. Но я постараюсь рассказать
все, что в моих силах. И первое, надо сказать, что Беловодье не сказка,
не выдумка, а правда. Много людей с разных сторон пытаются достичь Страны
Заповедной, но за каждые сто лет туда допускают лишь семь человек, из
них шесть через какое-то время возвращаются назад, унося с собой сокровенные
знания. И только один из них остается в Беловодье навсегда. Находящиеся
там живут, сколько хотят. Время для них остановлено. Я в Беловодье потерял
счет времени, но все же меня беспокоило задание, данное князем Владимиром:
сделала ли Россия свой выбор? Или до сих пор ждут моего возвращения
и рассказа о Беловодье? Когда мой дух окреп, мне дали возможность мысленно
побывать в Киеве, я мог видеть и слышать все, что пожелаю, и узнал,
что Русь выбрала православную веру, а меня считают погибшим в дальних
краях".
- Вскоре монах умер и, хотя тайна исповеди нерушима, но после смерти
Сергия его рассказы о Беловодье передавались из уст в уста, и многие
решили пойти тем же путем "навстречу солнцу". Этим же путем
в 1926 году отправился русский исследователь и художник Николай Рерих.
О своем путешествии он написал: "Проведите прямую линию от южнорусских
степей и от Северного Кавказа через степи - на Алтай и оттуда поверните
к югу. Если идти по этому маршруту, то обязательно попадешь к горе Белухе
на Горном Алтае". На Белухе и вокруг нее и сейчас живут русские
люди: старообрядцы и молодые кришнаиты. Но та ли это страна, где побывал
монах Сергий? Рерих лишь начал отсюда свои азиатские странствия в поисках
Шамбалы.
материалы книги "Атлас тайн и загадок"
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
©OtherPlanet
|