меню раздела | оглавление | ссылки по теме

ЛИЧНОСТИ > ЕВРОПА >
ОДИН - БОГ ИЛИ ЧЕРНЫЙ МАГ

  • Обитаемая вселенная, по представлениям скандинавов, состояла из девяти миров, возникших не одновременно и заселенных разумными существами.
    1. АСГАРД - первый по значению, но не по времени появления на свет, небесный град, где обитал верховный бог Один и подчиненные ему асы.
    2. АЛЬВХЕЙМ - Мир света, который помещен несколько ниже небес и населен светлыми альвами, позднее получивших имя ЭЛЬФОВ.
    3. НИФЛЬХЕЙМ - пребывающий на севере Мир вечного Хлада и Тьмы. Он существовал еще до начала времен и туда направлялись на вечные муки и забвение проклятые мертвецы.
    4. ЙОТУНХЕЙМ - Мир великанов. Считался расположенным на северо-востоке, но практически это пространство начиналось сразу за оградой обжитых людьми мест.
    5. МИДГАРД - Средиземье или Круг Земной, в котором живут люди и животные.
    6. ВАНАХЕЙМ - Мир Крыльев или Мир Ванов, богов любви, плодородия, знахарства и белой магии.
    7. МУСПЕЛЬХЕЙМ - полуденный мир огня.
    8. ДВАРГАТАЛХЕЙМ - спрятанный непосредственно под землей Мир мудрых и умелых карликов-двергов или цвергов, в последствии - гномов.
    9. ХЕЛЬ или ХЕЛЬХЕЙМ - Мир холода и смерти на самом дне Вселенной. Обитель хтонических чудовищ и обычных - не праведных и не проклятых, мертвецов.

  • Сам повелитель верхнего мира, Асгарда, Один, по рождению не являлся асом, а происходил из великанов-йотунов или инистых исполинов. Мудрая прорицательница Гюльви рассказывала, что однажды повстречались иней и теплый воздух. От этого столкновения иней начал таять и падать каплями вниз, образуя первочеловека Имира - прародителя всех инистых великанов. Когда иней полностью растаял, то из образовавшейся лужи родилась корова Аудумла. Своим молоком она накормила Имира, а затем принялась лизать соленые камни и вылизала из них человека, чье имя переводится на русский как "Родитель". Он стал отцом Бора, который, взяв в жены дочь великана Бьельторна, в браке породил трех сыновей - Одина, Вилли и Ве, чьи имена, как считали, образованы от слов "бешеный", "воля" и "жрец". Однако имя старшего брата вполне внятно на праславянском, ванском, языке и может означать - "изгой", "оставшийся без рода и племени", "сам себе господин". Существенно, что дед Одина по материнской линии, Бьельторн, знал священные руны. Вполне возможно, что через него этим знанием обладали и все остальные инистые великаны, судьба которых сложилась трагично. Сыновья Бора убили первочеловека Имира, из ран у того пролилось столько влаги, что она затопила весь мир и погубила все живые существа. Чудом спасся лишь Один с братьями. Они расчленили тело Имира и из его останков создали землю и моря. На этом история Одина, инистого великана, одного из последних в своем роду, заканчивается. Создатель мира стал божеством. Впоследствии воины духа, отважившиеся выступить в одиночку против всех, принимали его имя и считались его воплощением на земле.

  • Вторым стал Один из рода ванов, который, как и все они, обучался магии, но направил свои интересы в сторону черного колдовства, за что был с позором изгнан, но принят в соседнем племени асов. Затаивший обиду на соплеменников, он начал войну против ванов, но потерпел сокрушительное поражение. Был заключен мир, стороны обменялись заложниками. Так к асам попали ван Ньорд и его дети - Фрейр и Фрейя, ставшие в более поздние времена богами у скандинавов и германцев. У ванов существовал суровый обычай: воина, желавшего познать тайны бытия и свою внутреннюю сущность, жрецы протыкали копьем и пригвождали к стволу священного дерева. Испытание это было добровольным, и к нему прибегали только тогда, когда воин желал пройти через испытание смертью. Чаще всего испытуемые погибали от потери крови. Избранные выживали и возвращались в мир с измененным знанием.

  • Для того, чтобы познать искусство рун, известное его небесному покровителю, ас Один решил пройти через таинство смерти:
  • Ведомо мне, что висел я
    На ветреном древе
    Девять целых ночей,
    Пронзенный копьем,
    Отданный Одину,
    Себе самому...
    Они не давали мне ни еды
    Ни рога (питья);
    Я вглядывался вниз,
    Я ловил руны,
    И сколь учил их, столь плакал,
    И упал я оттуда вниз.

  • Один Второй отдал свой глаз за то, что великан Мимир позволил ему испить из кипящего медом источника мудрости и поэзии. В дальнейшем этот асс всюду возил с собой голову убитого Мимира и советовался с ней по всем важным событиям.

  • Третий Один совершил переход из Задонья через всю Европу на север, в скандинавские страны, где был признан верховным богом и могущественным колдуном. Исландский хронист Снорри Стурлусон в "Саге об Инглингах" пишет о нем: "Один был великий воин, и много странствовал, и завладел многими державами... Он отправился сначала на запад в Гардарики (Русь), а затем на юг в Страну Саксов... Затем он отправился на север, к морю, и поселился на одном острове. Это там, где теперь Остров Одина на Фьоне (современный город Оденсе на острове Фюн, в Дании)". Один впадал в сонное состояние и тогда тело его лежало без дыхания, а душа вселялась в какое-нибудь животное, рыбу или птицу и совершала дальние странствия. Но мог он путешествовать и в своем истинном облике, для чего использовал восьминогого коня или корабль по имени Скидбладнир, который можно было свернуть, как платок. Не доверяя людям, этот маг странствовал в сопровождении своих единственных друзей: двух мрачных говорящих воронов и двух беспощадных волков. Почитание того пришельца основывалось на страхе перед его необычайными возможностями. Стурлусон рассказывает: "Он владел и тем искусством, которое всего могущественнее. Оно называется колдовство. С его помощью он мог узнавать судьбы людей и еще не случившееся, а также причинять людям болезнь, несчастье или смерть... отнимать у людей ум или силу и передавать их другим. Мужам считалось зазорным заниматься этим колдовством..." Черный маг заболел и умер в Швеции, где и жил. Умирая, сказал, что отправляется в Асгард небесный, где будет дожидаться своих боевых друзей.

  • Однако он часто возвращался в Швецию, и его легко узнавали в высоком, седобородом и одноглазом старце. Один носил синий плащ и широкополую дорожную шляпу. Конунгам, принявшим христианство, маг предлагал испробовать конины и тем самым вернуться в древнюю веру, но никто не соглашался. Со вздохом сожаления Один возвращался к себе в Валхаллу, где сходятся в вечной битве бессмертные воины. "Там при свете блестящих мечей он в компании воинов-эйнхериев пьёт неиссякающее медовое молоко козы Хейдрун и мясо вепря Сэхримнира". В "Младшей Эдде" жилище Одина именуют "защитой от огня" Гимле или Вингольв - "обителью блаженства", где пребывают "все люди достойные и праведные". В "Речах Гримнира", входящей в "Старшую Эдду", Валгалла соотносится с "жилищем радости", пятым помещением Асгарда: Гладсхейм - двор пятый, Отрадный, где Валгалла, златозарная воздвиглась; там Хрофт избирает ратных мужей, в битве убитых. Кто к Одину отходит, эти хоромы распознает сразу... "Простые люди туда не попадали - их души отправляли в Хель. И вряд ли им стоило об этом жалеть: кому по нраву вечная битва?"

материалы книги "Атлас тайн и загадок"


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

©OtherPlanet
Hosted by uCoz