меню раздела | оглавление
| ссылки по теме
ЛИЧНОСТИ >
ЕВРОПА >
ОДИН - БОГ ИЛИ ЧЕРНЫЙ МАГ
- Обитаемая вселенная, по представлениям скандинавов, состояла из девяти
миров, возникших не одновременно и заселенных разумными существами.
1. АСГАРД - первый по значению,
но не по времени появления на свет, небесный град, где обитал верховный
бог Один и подчиненные ему асы.
2. АЛЬВХЕЙМ - Мир света, который помещен несколько ниже небес и населен
светлыми альвами, позднее получивших имя ЭЛЬФОВ.
3. НИФЛЬХЕЙМ - пребывающий на севере Мир вечного Хлада и Тьмы. Он существовал
еще до начала времен и туда направлялись на вечные муки и забвение проклятые
мертвецы.
4. ЙОТУНХЕЙМ - Мир великанов. Считался расположенным на северо-востоке,
но практически это пространство начиналось сразу за оградой обжитых
людьми мест.
5. МИДГАРД - Средиземье или Круг Земной, в котором живут люди и животные.
6. ВАНАХЕЙМ - Мир Крыльев
или Мир Ванов, богов любви,
плодородия, знахарства и белой магии.
7. МУСПЕЛЬХЕЙМ - полуденный мир огня.
8. ДВАРГАТАЛХЕЙМ - спрятанный непосредственно под землей Мир мудрых
и умелых карликов-двергов или цвергов, в последствии - гномов.
9. ХЕЛЬ или ХЕЛЬХЕЙМ - Мир холода и смерти на самом дне Вселенной. Обитель
хтонических чудовищ и обычных - не праведных и не проклятых, мертвецов.
- Сам повелитель верхнего мира, Асгарда, Один, по рождению не являлся
асом, а происходил из великанов-йотунов или инистых исполинов. Мудрая
прорицательница Гюльви рассказывала, что однажды повстречались иней
и теплый воздух. От этого столкновения иней начал таять и падать каплями
вниз, образуя первочеловека Имира - прародителя всех инистых великанов.
Когда иней полностью растаял, то из образовавшейся лужи родилась корова
Аудумла. Своим молоком она накормила Имира, а затем принялась лизать
соленые камни и вылизала из них человека, чье имя переводится на русский
как "Родитель". Он стал отцом Бора, который, взяв в жены дочь
великана Бьельторна, в браке породил трех сыновей - Одина, Вилли и Ве,
чьи имена, как считали, образованы от слов "бешеный", "воля"
и "жрец". Однако имя старшего брата вполне внятно на праславянском,
ванском, языке и может означать
- "изгой", "оставшийся без рода и племени", "сам
себе господин". Существенно, что дед Одина по материнской линии,
Бьельторн, знал священные руны. Вполне возможно, что через него этим
знанием обладали и все остальные инистые великаны, судьба которых сложилась
трагично. Сыновья Бора убили первочеловека Имира, из ран у того пролилось
столько влаги, что она затопила весь мир и погубила все живые существа.
Чудом спасся лишь Один с братьями. Они расчленили тело Имира и из его
останков создали землю и моря. На этом история Одина, инистого великана,
одного из последних в своем роду, заканчивается. Создатель мира стал
божеством. Впоследствии воины духа, отважившиеся выступить в одиночку
против всех, принимали его имя и считались его воплощением на земле.
- Вторым стал Один из рода ванов, который, как и все они, обучался
магии, но направил свои интересы в сторону черного колдовства, за что
был с позором изгнан, но принят в соседнем племени асов.
Затаивший обиду на соплеменников, он начал войну против ванов, но потерпел
сокрушительное поражение. Был заключен мир, стороны обменялись заложниками.
Так к асам попали ван Ньорд и его дети - Фрейр и Фрейя, ставшие в более
поздние времена богами у скандинавов и германцев. У ванов существовал
суровый обычай: воина, желавшего познать тайны бытия и свою внутреннюю
сущность, жрецы протыкали копьем и пригвождали к стволу священного дерева.
Испытание это было добровольным, и к нему прибегали только тогда, когда
воин желал пройти через испытание смертью. Чаще всего испытуемые погибали
от потери крови. Избранные выживали и возвращались в мир с измененным
знанием.
- Для того, чтобы познать искусство рун, известное его небесному покровителю,
ас Один решил пройти через таинство смерти:
- Ведомо мне, что висел я
На ветреном древе
Девять целых ночей,
Пронзенный копьем,
Отданный Одину,
Себе самому...
Они не давали мне ни еды
Ни рога (питья);
Я вглядывался вниз,
Я ловил руны,
И сколь учил их, столь плакал,
И упал я оттуда вниз.
- Один Второй отдал свой глаз за то, что великан Мимир позволил ему
испить из кипящего медом источника мудрости и поэзии. В дальнейшем этот
асс всюду возил с собой голову убитого Мимира и советовался с ней по
всем важным событиям.
- Третий Один совершил переход из Задонья через всю Европу на север,
в скандинавские страны, где был признан верховным богом и могущественным
колдуном. Исландский хронист Снорри Стурлусон в "Саге об Инглингах"
пишет о нем: "Один был великий воин, и много странствовал, и завладел
многими державами... Он отправился сначала на запад в Гардарики (Русь),
а затем на юг в Страну Саксов... Затем он отправился на север, к морю,
и поселился на одном острове. Это там, где теперь Остров Одина на Фьоне
(современный город Оденсе на острове Фюн, в Дании)". Один впадал
в сонное состояние и тогда тело его лежало без дыхания, а душа вселялась
в какое-нибудь животное, рыбу или птицу и совершала дальние странствия.
Но мог он путешествовать и в своем истинном облике, для чего использовал
восьминогого коня или корабль по имени Скидбладнир, который можно было
свернуть, как платок. Не доверяя людям, этот маг странствовал в сопровождении
своих единственных друзей: двух мрачных говорящих воронов и двух беспощадных
волков. Почитание того пришельца основывалось на страхе перед его необычайными
возможностями. Стурлусон рассказывает: "Он владел и тем искусством,
которое всего могущественнее. Оно называется колдовство. С его помощью
он мог узнавать судьбы людей и еще не случившееся, а также причинять
людям болезнь, несчастье или смерть... отнимать у людей ум или силу
и передавать их другим. Мужам считалось зазорным заниматься этим колдовством..."
Черный маг заболел и умер в Швеции,
где и жил. Умирая, сказал, что отправляется в Асгард небесный, где будет
дожидаться своих боевых друзей.
- Однако он часто возвращался в Швецию, и его легко узнавали в высоком,
седобородом и одноглазом старце. Один носил синий плащ и широкополую
дорожную шляпу. Конунгам, принявшим христианство, маг предлагал испробовать
конины и тем самым вернуться в древнюю веру, но никто не соглашался.
Со вздохом сожаления Один возвращался к себе в Валхаллу, где сходятся
в вечной битве бессмертные воины. "Там при свете блестящих мечей
он в компании воинов-эйнхериев пьёт неиссякающее медовое молоко козы
Хейдрун и мясо вепря Сэхримнира". В "Младшей Эдде" жилище
Одина именуют "защитой от огня" Гимле или Вингольв - "обителью
блаженства", где пребывают "все люди достойные и праведные".
В "Речах Гримнира", входящей в "Старшую Эдду", Валгалла
соотносится с "жилищем радости", пятым помещением Асгарда:
Гладсхейм - двор пятый, Отрадный, где Валгалла, златозарная воздвиглась;
там Хрофт избирает ратных мужей, в битве убитых. Кто к Одину отходит,
эти хоромы распознает сразу... "Простые люди туда не попадали -
их души отправляли в Хель. И вряд ли им стоило об этом жалеть: кому
по нраву вечная битва?"
материалы книги "Атлас тайн и загадок"
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
©OtherPlanet
|