меню раздела | оглавление
| ссылки по теме
МИФИЧЕСКИЕ
СУЩЕСТВА И БОГИ > ЭЛЬФЫ
- Приблизительно с VII-VI тыс. до н. э. человеческая память сохранила,
одновременно с великанами, эльфов - белых и черных. В скандинавской
"Старшей Эдде" отмечается, что боги сначала создали цвергов
- гномов, а потом уже и эльфов:
Сойтись на судъбище,
по лавкам сели,
совет держали все вышние боги:
кому-то должно
карликов сделать
из крови Бримира
из кости Блаина;
был Мотсогнир сделан
и назван первым
в народе цвергов...
А вот родословная -
Ловара предков -
потомков Двалина,
чей род явился
из камня земного,
пришел из трясины,
на песчаную землю...
- Позже "Младшая Эдда" добавила подробности о стране эльфов
- Альвхейме: "Там обитают существа, называемые светлыми альвами.
А темные живут в земле, у них иной облик и совсем иная природа. Светлые
альвы обликом своим прекраснее солнца, а темные - чернее смолы".
"Первые принадлежат дню, вторые - ночи, первые - воздуху, вторые
- подземному миру. В отличие от черных эльфов, белые могли менять свой
рост и облик по собственному желанию, становиться видимыми или невидимыми
- стоило лишь снять или надеть колпак с серебряным бубенчиком. В сказках
эльфов чаще всего изображают легкомысленными существами, которые обожают
музыку, пение, танцы, шумные пирушки и празднества, охотно присоединяются
к любому шествию или хороводу. Они будто бы никогда не причиняют людям
зла, а на обиды отвечают лишь беззлобными проделками. Не любят они лишь
громкого шума: колокольного звона, грома, пронзительного свиста. Против
такой упрощенной трактовки эльфийского народа решительно возражал профессор
Оксфордского университета Джон Толкиен, автор известной трилогии "Властелин
колец". В своей работе "О волшебных историях" ученый
писал: "Порхающие по цветам малыши - следствие нашей "рационализации";
мы объяснили чары Эльфийской Земли несложными хитростями, а невидимость
- крошечными размерами хрупких существ, которые могут скрываться в цветке
первоцвета или за стебельком травы".
- Эльфы, фэерис - относительно новое слово. Оно впервые появилось в
1450 году в стихотворении поэта Гауэра.
Расчесаны были его кудри. На них лежал
Обруч с драгоценными камнями
Или зеленый лист,
Который только что упал с ветки,
И все в нем казалось свежим.
А он высматривал плоть.
Как ястреб смотрит на птицу,
Которую желал бы схватить.
Он так держал себя,
Словно он был из Фэери.
- Описание прекрасного юноши дает лучшее представление об обитателях
Эльфийской Земли: "и ибо народы Фэери не всегда принимают свое
истинное обличье, они являются нам такими гордыми и прекрасными, какими
мы сами очень хотели бы быть. Эльфы не менее реальны, чем мы, а мы,
в свою очередь, не более реальны, чем эльфы. Но наши пути редко пересекаются,
наши судьбы давно разделились".
- В соответствии с собственным пониманием природы эльфов Толкиен описал
их появление на свет в эпопее "Сильмариллион": "В тот
самый час пробудились Дети Земли, Перворожденные, очнулись они ото сна:
и пока они жили у Куйвиэнэн, глаза их видели звезды, и звездный свет
стал им милее всего. Долго жили они в первом своем доме под звездами
и в удивлении бродили по Земле: и начали они говорить и давать имена
всему, что видели. Себя они называли Квэнди - "те, что говорят",
ибо не встречали еще других существ, обладающих даром речи или пения.
И случилось, что Оромэ, охотясь, заехал на восток и, взглянув на эльфов,
исполнился изумления, словно они были созданиями странными, дивными
и непредвиденными. Изначально Старшие Дети были сильнее и выше, чем
стали теперь: но не более прекрасны..."
- Эльфы не только известны по скандинавским
эпосам и произведениям Толкиена. Кельты называли их сидами, поляки и
венды - дудками и лудшами (людишками). Русские различали "чудь
белоглазую" - искусных подземных ковалей и добровольных помощников:
Мальчика-с-пальчик, Мужичка-с-ноготок. Римляне во времена Нерона верили,
что эльфы (их называли инкубонами) в обмен на свой потерянный колпак
с готовностью открывают местонахождение кладов. Шотландцы и ирландцы
догадывались о присутствии этих существ по столбу пыли на дороге и почтительно
кланялись им, приветствуя невидимую толпу эльфов, шествующих в свое
новое жилище. В более поздние времена баварский дух Экеркен скакал по
проселочным дорогам в виде дубового корня, переворачивал телеги и останавливал
на скаку экипажи.
- Так что же, эльфы - всего лишь плод народной фантазии? Пожалуй, лучше
всего ответил Толкиен: "Все сказанное истинно даже тогда, когда
мы называем фэерис порождением нашей фантазии; в этом случае перед нами
еще один способ постижения человеком Истины Мира".
- Действительно, Истина Мира- о которой пишет английский ученый, мифолог
и создатель нового направления в литературе "сказочной фантастики"
состоит из многообразия форм разума на Земле. Мы должны научиться понимать
инакомыслящих, инакочувствующих и инаковыглядящих братьев в этой жизни.
В этом, пожалуй, главной урок нашего бытия.
материалы книги "Атлас тайн и загадок"
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
©OtherPlanet
|