меню раздела
| оглавление | ссылки
по теме
ЭКОПОСЕЛЕНИЯ >
РОССИЯ > ШКОЛА ЩЕТИНИНА
- Михаил Петрович Щетинин - педагог, музыкант, когда-то руководил самой странной, наверное, музыкальной школой планеты - она работала на Кавказе. Первый год он даже не показывал детям ноты, не мучил их гаммами, а, к удивлению коллег, водил их в горы, леса, показывал, как встаёт солнце. Затем эти дети не только навёрстывали упущенное, но обгоняли своих ровесников по всем статьям - в том числе и в сугубо профессиональных навыках. А главное, им не надоедала эта проклятая музыка, которую так ненавидит масса юных вундеркиндов, с детства прикованных по воле родителей к роялям и скрипкам.
- О первых шагах Михаила Петровича Щетинина можно прочитать в книге "Объять необъятное". Будучи гонимым официальной педагогикой, Михаил Петрович в своё время решил выбрать какое-нибудь отдалённое сельское поселение, где умный и добрый председатель колхоза помог бы ему на первых порах, разрешил строить Школу Будущего. Так случилось. В журнале "Юность" Щетинин прочел о странном колхозе на Белгородчине, которым руководил председатель Сурков. Кстати, статью эту написал Юрий Черниченко. Да-да, тот самый, которого ныне считают своим главным врагом коммунисты, аграрии и все те, кто тоскует по колхозному строю. Вот парадокс-то! Приехав в Белгородскую область, Михаил Петрович предложил вариант школы-комплекса. Та школа, которой он руководил, получила Премию Ленинского Комсомола, была признана лучшей школой СССР. Но его оттуда прогнали и в энциклопедии "Белгородская область", вышедшей недавно, где есть большая статья о школах-комплекса, о Щетинине не сказано ни слова..
- Щетинин уехал на Украину, где ему после смерти Сухомлинского предлагали возглавить Павлышскую сельскую школу, но вместо этого он выбрал практически спившееся староверческое русскоязычное село и построил там знаменитую Зыбковскую школу, которую недоброжелатели постоянно хотели закрыть, но у них не получилось. Но
основателю все-таки пришлось опять уехать…
Щетинин обосновался на Кавказе, где после первой не очень удачной попытки сделать Школу Радости в станице Азовская, переехал в Текос. И вот там с середины 90-х идёт педагогический эксперимент, который некоторые называют самым фантастическим и перспективным экспериментом всей мировой педагогики, а другие склонны рассматривать как большую бузу и придурь. .
- Школа Щетинина не подходит ни под одно из известных определений, поскольку все привычные представления о том, что должно быть в школе: уроки, классы, учителя, ученики, оценки, - там отсутствует. Разные люди, приезжавшие в Текос, видели в нём своё. Как те четыре слепца, которые ощупывали слона… Одни называли это монастырём, другие - казачьей станицей, третьи - школой по подготовке спецназа, четвёртые ещё как-то. Нам легче: мы всё, что пахнет будущим, называем одним словом - "ЭКОДЕРЕВНЯ". Тут, действительно, быт более похож на деревенский. Здесь, как в пушкинском лицее, дети живут без родителей. Текос стремится к самообеспечению. И поэтому здесь, как у Макаренко, ребята и замышляют, и делают всё сами, лишь при необходимости обращаясь за опытом к тем людям, которым они верят и которых любят.
Ссылки по теме:
|