меню раздела | оглавление
| ссылки по теме
УЧЕНИЯ
> РЕЛИГИИ > ИУДАИЗМ
- Иудаизм - древнейшая монотеистическая религия, лежащая в основе еврейской
культуры. Слово "иудаизм" происходит от греческого ioudaismos,
введенного в употребление греко-язычными евреями около 100 лет до н.э.,
чтобы отличить свою религию от греческой. Оно восходит к имени четвертого
сына Иакова - Иуда (Йехуда), чьи потомки, вместе с потомками Вениамина,
образовали южное - Иудейское - царство со столицей в Иерусалиме. После
падения северного - Израильского - царства и рассеяния населявших его
племен народ Иуды (известный впоследствии под названием "йехудим",
"иудеи" или "евреи") стал основным носителем еврейской
культуры и остался им даже после разрушения своего государства.
- Иудаизм возник в среде скотоводческого и земледельческого населения
Восточного Средиземноморья. Зачатки иудаизма появились во втором тысячелетии
до н.э. среди евреев, живших на территории Палестины. Возникнув в политеистической
форме, иудаизм в первом тысячелетии до н.э. постепенно трансформировался
в монотеистическую религию.
- Первоначально иудаизм был распространен на весьма скудной территории
и почти не выходил за пределы небольшой страны: Палестины. Проповедовавшееся
иудаизмом положение о религиозной исключительности евреев не способствовало
развитию прозелитской деятельности. Вследствие этого иудаизм, не считая
незначительных исключений, всегда был религией одного еврейского народа.
-
Однако в силу исторических событий последователи иудаистской религии
распространили ее по всем странам мира.
-
Иудаизм как религия - важнейший элемент еврейской цивилизации. Благодаря
сознанию своей религиозной избранности и особого предназначения своего
народа еврейство смогло выжить в условиях, когда оно не раз утрачивало
свою национально-политическую идентичность.
-
Одним из первых литературных произведений иудаизма является Тора,
закрепившая основные догматы и заповеди иудаизма. Тора была обнародована
в V веке до н.э. в Иерусалиме. Вероучение, этика, обычаи и социальные
аспекты иудаизма изложены в Торе, которая в широком смысле включает
Устный и Писаный Закон, а также всю совокупность учений еврейского
народа. В узком смысле термином "Тора" обозначается Пятикнижие
Моисеево. Согласно традиционным еврейским взглядам, Тора, и письменная
и устная, была дарована Богом непосредственно сынам Израиля на горе
Синай или через Моисея. Для традиционного, или ортодоксального еврейства
авторитет Откровения непререкаем.
-
Иудаизм основан на догматах: признание единого бога Яхве; богоизбранности
еврейского народа; вера в мессию, который должен судить всех живых
и мертвых, а поклонников Яхве привести в землю обетованную; святость
Ветхого завета (Танаха) и Талмуда.
-
Приверженцы иудаизма верят в бессмертие души, загробную жизнь, грядущий
приход мессии, богоизбранность еврейского народа и реальное воздействие
веры на жизнь. В иудаизме получили распространение мистические учения
(кабала, хасидизм). Число последователей оценивается в около 18 миллионов.
(примерно 1/3 из них в США).
-
Иудаизм придает гораздо большее значение поведению, чем вероисповеданию,
и в вопросах вероучения предоставляет известную свободу. Существуют,
однако, определенные основополагающие принципы, которые разделяют
все евреи.
-
Иудаизм утверждает, что человек сотворен "по образу и подобию
Божию". Он не просто живое орудие Бога. Никто не может стоять
между Богом и человеком, и нет нужды в чьем-либо посредничестве или
заступничестве. Поэтому евреи отвергают идею искупления, считая, что
каждый несет ответственность непосредственно перед Богом. Хотя человек
связан причинно-следственными законами мироздания, а также социальными
и политическими условиями, он все же обладает свободой воли, чтобы
сделать нравственный выбор.
-
Иудаизм считает, что все люди, независимо от религии и национальности,
в равной степени являются детьми Божьими. Они равно дороги Богу, имеют
равные права на справедливость и милосердие со стороны ближних.
Иудаизм как образ жизни нуждается в ритуале. Для евреев любой обряд
напоминает о том, какое место Бог занимает в его жизни. Религиозная
практика рассматривается как дисциплина, способствующая совершенствованию
характера каждого, как форма наставления. Еврей обязан молиться ежедневно,
три раза в день. Предполагается, что его молитвы нравственны и не
враждебны интересам других. Пищевые запреты считаются частью особого
кодекса святости, применимого только по отношению к еврейскому народу.
-
по материалам сайтов:
- Кругосвет
- "Союз"
Израильский портал
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
©OtherPlanet
|