меню раздела | оглавление | ссылки по теме

УЧЕНИЯ > РЕЛИГИИ > БУДДИЗМ

  • Очень многие люди воспринимают Буддизм как обычную религию. Многие представляют себе многочисленные толпы паломников, восходящих на гору, либо посещающих монастыри. А некоторые - вспоминают монахов, изучающих боевые искусства. Но в основном это - внешняя пелена, скрывающая от непосвященных истинную сущность Учения.

  • Буддизм не является религией в обычном понимании этого слова. Да, существует культ поклонения Будде, существуют церемонии и обряды, воздвигнуты храмы, готовятся монахи и написано много литературы мистического толка. Но основное ядро составляет Учение, которое трансформируется в зависимости от социальной среды в которой оно находится.

  • Религиозно-философское учение, которое возникло в Индии в 6-5 веках до н.э. Входит в Сань цзяо - одну из трех главных религий Китая. Основатель буддизма - индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, т.е. пробужденного или просветленного.

  • Буддизм возник на северо-востоке Индии в областях добрахманистской культуры. Буддизм быстро распространился по всей Индии и достиг максимального расцвета в конце I тысячелетия до н.э - начале I тысячеления н.э.

    Распространение буддизма способствовало созданию синкретических культурных комплексов, совокупность которых образует так называемую буддийскую культуру.
    Философские концепции буддизма основаны на главных идеях брахманизма и, частично, ведизма. В буддизме хорошо развита теория реинкарнации, кармы, дхармы и нирваны.

  • Отличительной чертой Буддизма является его терпимость к другим религиям. Так, например, не требуется от человека исповедующего Учение Будды отсутствие других религиозных взглядов и верований.

  • Характерной особенностью буддизма является его этико-практическая направленность. С самого начала буддизм выступил не только против значения внешних форм религиозной жизни и прежде всего ритуализма, но и против абстрактно-догматических исканий, свойственных, в частности, брахманийско-ведической традиции. В качестве центральной проблемы в буддизме была выдвинута проблема бытия личности. Основная цель Буддизма - это развитие личности (в физическом, психологическом и моральном плане). А как наивысшая точка развития - это Просветление ("озарение"). Человек, однажды достигший Просветления, становится Буддой (или как принято называть Бодхисаттвой).

  • Практическое применение Учение находит во многих областях нашей жизни. Им пользуются йоги для управления своим телом (управление работой органов, умение оздоравливать свой организм). Им пользуются монахи (для достижения высшего духовного состояния, получения откровений). Им пользуются мастера боевых искусств, для укрепления своей воли (умение концентрироваться). Учение так же применяется людьми, которые по долгу своих обязанностей, выполняют нетривиальные задачи (задачи не имеющие логического разрешения на данном этапе развития человечества). Таких людей в последствии именуют мудрецами.

  • Стержнем содержания буддизма является проповедь Будды о четырех благородных истинах. Разъяснению и развитию этих положений и, в частности, заключенному в них представлению об автономии личности, посвящены все построения буддизма.

  • Страдание и освобождение представлены в буддизме как различные состояния единого бытия: страдание - состояние бытия проявленного, освобождение - непроявленного. То и другое, будучи нераздельным, выступает, однако, в раннем буддизме как психологическая реальность, в развитых формах буддизма - как космическая реальность.

  • Нравственный идеал буддизма предстает как абсолютное непричинение вреда окружающим (ахинса), проистекающее из общей мягкости, доброты, чувства совершенной удовлетворенности.

  • Начав с отрицания внешней религиозности, буддизм в ходе своего развития пришел к ее признанию. При этом произошло отождествление высшей реальности буддизма - нирваны - с Буддой, который из олицетворения нравственного идеала превратился в его личное воплощение, став, таким образом, высшим объектом религиозных эмоций. Одновременно с космическим аспектом нирваны возникла космическая концепция Будды, сформулированная в доктрине трикаи. Буддийский пантеон начал разрастаться за счет введения в него всякого рода мифологических существ, так или иначе ассимилирующихся с буддизмом. Культ, охватывающий все стороны жизни буддиста, начиная от семейно-бытовой и заканчивая праздниками, особенно усложнился в некоторых течениях махаяны, в частности в ламаизме. Очень рано в буддизме появилась сангха - монашеская община, из которой с течением времени выросла своеобразная религиозная организация.

  • Наиболее влиятельная буддийская организация - созданное в 1950 году всемирное братство буддистов.

  • Литература буддизма обширна и включает сочинения на пали, санскрите, гибридном санскрите, сингалезском, бирманском, кхмерском, китайском, японском и тибетском языках.

  • Буддизм распространен преиущественно в Китае, Таиланде, Японии, Бирме, Вьетнаме, Корее, Шри Ланке. Общее число приверженцев всех течений буддизма на конец XX века - около 250 миллионов человек.
  • по материалам сайта:

  • Иркутский экспресс

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

©OtherPlanet

Hosted by uCoz