меню раздела
| оглавление | ссылки
по теме
УЧЕНИЯ
> РЕЛИГИИ > ОТ БАРДОВ
К ДРУИДАМ
- Еще не римский император, а пока наместник, Юлий Цезарь воевал с кельтским
племенем галлов с 58 по 51 г. до н.э. Увиденное он описал в своей книге
"Галльские войны". С высшими жрецами варваров Цезарь встречался
в Испании, Галлии, Британии и считал, что они делятся на три группы:
ватов - предсказателей и философов, бардов - воспевавших в стихах подвиги
богов-героев и друидов, отправлявших
религиозные обряды, руководивших жертвоприношениями и вершившими суд.
Последние, по словам Цезаря, обладали абсолютной властью, поскольку
могли применить к преступнику, его семье и даже целому племени самую
страшную кару - отлучение от веры, после чего люди лишались надежды
на бессмертие души, что было значительно хуже физической смерти.
- Немецкий исследователь Георг Шустер в "Истории тайных союзов"
пишет: "Друиды верили в личное бессмертие и в переселение душ.
Душа, покинувшая тело, должна была, чтобы удостоиться вечного успокоения,
подвергнуться предварительному очищению, достигавшемуся лишь путем долгого
странствования, во время которого она вселялась в людей, животных и
даже в растения. Кельтская поэзия дает страшные картины ужасных, населенных
мрачными толпами мертвецов "Озер страха", ужасающих долин
крови, через которые должна была проходить странствующая душа. А из
пророчества одного друида, жившего в V в. по Рождеству Христову, мы
узнаем, что все люди трижды должны пройти через мрачную ночь смерти,
прежде чем откроются перед ними двери небесного рая".
- Стать друидом сразу было невозможно. До посвящения в высший жреческий
сан и получения священных золотых одежд, необходимо было пройти школу
бардов. Первые годы ученик постигал премудрости поэтики, композиции,
декламации, изучал тайный язык "огам", философию и право.
В последующие семь лет бард штудировал специальные дисциплины, в частности,
принципы переложения различных событий в поэтическую форму. И только
после этого избранные посвящались в тайны магии, предсказаний и религиозных
обрядов, то есть, становились друидами.
- Святилища кельтов, как правило, располагались в лесах, на берегах
озер; позднее стали сооружаться деревянные и каменные храмы. Все свое
богатство кельтское племя хранило в таком священном месте, веря, что
оно охраняется всесильным божеством. С появлением в Англии римских легионов
кельтские святилища подвергались разграблению. Римский хронист Гай Светоний
Транквилл в "Жизни двенадцати цезарей" повествует о Юлии Цезаре:
"В Британию он вторгся будто бы в надежде найти там жемчуг: сравнивая
величину жемчужин, он нередко взвешивал их на собственных ладонях. Резные
камни, чеканные сосуды, статуи, картины древней работы он всегда собирал
с увлечением".
- Завоеватели оставили описание культовых мест, например, священную
рощу в Массилии: "Тесно сплетенные ветви не давали доступа солнечным
лучам, и в прохладной тени дубов журчали ручьи. Там находились алтари
- грубые символические изображения божества. Но не это зрелище вызывало
ужас, страшна была близость неведомого. Ни малейшее дуновение не шевелило
листьев, ни одна молния не касалась деревьев, но из недр сотрясающейся
земли часто раздавался глухой грохот, упавшие дубы поднимались снова,
лес светился неведомым светом, и ужасные драконы обвивались вокруг древних
дубов... Народ, охваченный священным трепетом, лишь изредка заглядывал
в рощу, а в полдень и полночь сам жрец не осмеливался входить туда из
страха встретить Владыку (Тараниса)".Источники, озера, скалы и
в особенности острова считались священными обиталищами богов. Таковы
кельтские острова Сена, Джерси (в современной Франции) и британские
острова Уайт, Мэн, Англси.
- Одно из наиболее известных мест - мегалитическая обсерватория Стоунхендж,
состоящая из гигантских каменных арок. Левый столб арки был посвящен
мужскому божеству, правый - женскому, горизонтальный блок - Всеотцу,
а проход между ними, при соблюдении определенных ритуалов, мог вывести
в иные, параллельные, миры. Друиды использовали календарь, который позволял
согласовывать природные биологические ритмы, организацию общинной жизни
с месячным лунным циклом. Ритуальный календарь начинался 1 ноября великим
праздником Самхайн, по сути праздником урожая. Главным летним праздником
был день Луга - 1 августа: время ярмарок скотоводов. 1 мая - день бога
Бела, праздник плодородия земли и великой силы солнечного света - источника
жизни. 1 февраля отмечалось "возвращение солнца после зимней спячки".
Разводились очистительные костры, которые пробуждали землю и обеспечивали
хороший урожай. В это же время устраивались "пробные свадьбы",
когда молодые заключали союз на один год: если совместная жизнь не складывалась,
они могли разойтись.С введением христианства друиды были уничтожены,
но барды еще долго сохраняли свою силу. Георг Шустер пишет: "В
пылу последней отчаянной битвы бритов с англичанами еще раз мощно прозвучала
песнь барда, и потрясающими звуками ее Груффуд аб ир Инад Ках проводил
в могилу последнего властителя валлийскогоя:
Услышь нас, Бог,почему не поглощает нас море?
Зачем продолжаем мы жизнь,трепеща от страха?
Некуда нам идти в беде и несчастии
Некуда нам укрытьсяот неумолимо-суровой судьбы
Всюду нам угрожаетнеизбежная гибель
Нет нам спасения, нет для нас исхода
Одно лишь прибежище -спасительная смерть!
- В 940 году были записаны особые правила союза бардов, который просуществовал
до XVII в., но сейчас начинает возрождаться в Ирландии, Уэльсе и других
кельтских странах. Римляне, а затем англичане приписывали кельтам кровавые
жертвоприношения, стараясь опорочить "варваров" и оправдать
их покорение. Так, Посидоний, путешествовавший по Галлии во II в. до
н.э., встречал местных "охотников за головами": "Когда
они покидали поле боя, с шей их коней свешивались головы побежденных
врагов; по возвращении домой они и прибивали над входом в жилище".
Историки Диодор и Страбон упоминают об обычае кельтов оправлять черепа
врагов в золото и делать из них сосуды для питья.
- Но подобный кровавый обычай существовал с древнейших времен у множества
разных народов: именно так поступили печенеги с русским князем Святославом,
о чем повествует "Повесть временных лет": "В год 972,
когда наступила весна, отправился Святослав к порогам. И напал на него
Куря, князь печенежский, и убили Святослава и взяли голову его, и сделали
чашу из черепа, оковав его, и пили из него".О той же традиции написано
в русской сказке "Василиса Прекрасная": "Целый день шла
Василисушка. К вечеру вышла на поляну. Смотрит - изба стоит. Забор вокруг
избы из людских костей. На заборе черепа человеческие, вместо ворот
- ноги человечьи, вместо запоров - руки, вместо замка - острые зубы".К
сказанному нужно добавить, что у индоевропейских племен кельтов и славян
было много общего и в почитании сил природы и в преклонении перед вечно
зеленым растением омелой, которая и сегодня растет в изобилии на Лысой
горе в Киеве.Само же слово "друид", которое пытались объяснить
происхождением от греческого "дуб", наиболее полно выражается
русским "мудрец".
- В те времена жесткого разделения по национально-политическому признаку
не было. В одних селах бок о бок жили люди разных национальностей: сосед
был куда ближе и родней (иногда, он был еще и родственником), чем дальний
соотечественник. Естественно, что и друиды-волхвы в каждом селении были
общие и для кельтов, и для славян.
материалы книги "Атлас тайн и загадок"
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
©OtherPlanet
|