меню раздела | оглавление
| ссылки по теме
УЧЕНИЯ
> РЕЛИГИИ > АТЕИЗМ
- Атеизм ( от греч. A - отрицательная приставка и theos - бог, буквально
- безбожие) - воззрение, согласно которому естественный мир единственен
и самодостаточен, религия же является творением самого человека. Атеизм
- это отрицание существования бога, каких-либо сверхъестественных существ
и сил и связанное с этим отрицание религии. Содержание понятия "А"
изменялось на протяжении истории, и было тесно связано с характером
религиозных учений, которые господствовали в различные эпохи. Атеизм
не следует отождествлять с деизмом, пантеизмом, религиозным вольнодумством
или свободомыслием (свободное толкование религиозных догм, осуждение
религиозной нетерпимости, критика церковных обрядов и т. и.), которые
могут близко соприкасаться с атеизмом, а в ряде случаев служить переходом
от веры к неверию. Составными частями атеизма являются философская,
историческая и естественнонаучная критика религии.
- Обычное перечисление - атеизм отрицательный и положительный, теоретический
и практический, скептический и догматический - в действительности является
чисто внешним, не касающимся существа дела. Таким характером отличается
и деление, предложенное Гогоцким,- "по степени и обширности атеистического
направления мысли", ибо количественный признак не может служить
основанием деления. Несколько удовлетворительнее деление, предложенное
Пьером Бейлем в его "Dictionnaire historique". Он признает
три вида атеизма - отрицающий бытие Бога, отрицающий лишь свободу в
Боге и отрицающий творчество Бога. Но если встать на точку зрения Бейля,
то непонятно, почему не признать атеистами отрицающих и другие признаки
Бога, например Ренана, отрицающего неизменную природу Божества и учащего
о "Deus in fieri" ["Бог в становлении"], и т.д.
Единственной правильной точкой зрения нам представляется та, которая
ограничивает понятие атеизма религиозной сферой и устраняет его из сферы
философской. С такой точки зрения атеистом следует считать того, кто
не признает личного Бога, т.е. того, кто вовсе отрицает существование
Бога или, подобно деистам, допускает лишь существование безличного верховного
начала, или, наконец, того, кто, подобно пантеистам, отождествляет Бога
с природою.
- Атеизм в древности в чистом виде встречается редко. Чаще можно наблюдать
различные формы религиозного вольнодумства. В Древней Греции атеистами
называли людей, отрицавших богов народных верований. Ксенофан, критикуя
антропоморфизм богов греческой народной религии, которым он противопоставил
некое единое мировое божество, выдвинул идею о том, что именно люди
создали богов по своему образу и подобию. Зарождаются различные концепции
происхождения религии: возводимая к Демокриту идея о возникновении веры
в богов из страха перед грозными силами природы; приписываемый афинскому
тирану Критию взгляд на религию как на изобретение хитрого политика
для управления людьми и др.
- В эпоху средневековья открытый атеизм не встречается и можно проследить
лишь тенденции антиклерикализма и свободомыслия в ряде средневековых
ересей, в учении о двойственной истине у Ибн Рушда и Ибн Сины, в легенде
о "трёх обманщиках" (Моисее, Иисусе и Мухаммеде) и т.п.
- Становление капиталистического способа производства требовало развития
науки, что привело к её столкновению с церковью и религиозной догматикой.
Антиклерикальные выступления гуманистов эпохи Возрождения П. Помпонацци,
Л. Балла, У. фон Гуттена, Эразма Роттердамского, работы Н. Коперника,
Дж. Бруно, Г. Галилея и др., обосновывавшие гелиоцентрическую картину
мира, сыграли выдающуюся роль в подрыве духовной диктатуры церкви. Критика
христианских идей личного бога, трансцендентности бога, творения мира
из ничего и т.п. приводила многих мыслителей к пантеизму (Дж. Бруно,
Л. Ванини, Б. Спиноза), деизму (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, И. Ньютон), скептическому
рационализму в вопросах религии (М. Монтень, П. Бейль, Вольтер).
- Французские материалисты 18 века выступают как представители последовательного
атеизма. Ограниченность французских атеистов 18 века связана с их антиисторическим
подходом к религии и непониманием её общественной природы: видя в ней
только продукт обмана и невежества, они боролись за освобождение от
религиозных предрассудков путём просвещения масс, распространения знаний.
Выдающимся представителем атеизма в 19 веке был Л. Фейербах, который
с позиций антропологического материализма подверг критике религию и
идеализм ("Сущность христианства", 1841). Ключ к объяснению
религии Фейербах видел в "самоотчуждении" человека, проекции
человеческих чувств и желаний в образах фантастических существ - богов.
Ограниченность антропологического понимания религии у Фейербаха выразилась,
в частности, в попытке заменить традиционную религию новой "религией
человеколюбия".
- Атеизм в 19 веке связан в значительной степени с достижениями естественнонаучной
мысли. Идейным обоснованием его служил, в частности, материализм Л.
Бюхнера, К. Фохта, Я. Молешотта, а также эволюционная теория Ч. Дарвина.
Опираясь на дарвинизм, Э. Геккель развил свою концепцию естественнонаучного
"монизма" и организовал "Союз монистов" для борьбы
с религиозным мировоззрением. С позиций иррационалистической философии
жизни подверг критике христианство и религию Ф.
Ницше.
- В 20 веке иррационалистическая линия критики религии получила развитие
в т. н. атеистическом экзистенциализме (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А.
Камю). В духе своей концепции психоанализа с отрицанием религии выступил
З. Фрейд ("Будущность одной иллюзии"). С конца 19 века возникают
буржуазные атеистические союзы, которые издают журналы и альманахи,
созывают конгрессы. Национальные общества свободомыслящих в различных
странах объединены в настоящее время во "Всемирный союз свободомыслящих"
(основан в 1880 в Брюсселе; 34-й конгресс состоялся в 1963). Примером
современной просветительской критики христианства являются выступления
Б. Рассела ("Почему я не христианин").
- В России развитие свободомыслия и Атеизма связано с передовой русской
мыслью 18-19 веков. У истоков его стояли М. В. Ломоносов и А. Н. Радищев,
мировоззрение которых складывалось в русле деизма. Русские революционные
демократы В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев
непосредственно связывали Атеизм с задачами антикрепостнической борьбы.
Естественнонаучная традиция критики религиозного миросозерцания развивалась
в работах И. М. Сеченова, И. И. Мечникова, К. А. Тимирязева.
- Атеизм, с одной стороны, постулирует несостоятельность всякой религии
как фантастического, искаженного отражения действительности, отвергает
веру в реальность существования всего сверхъестественного, бога, богов,
духов, потустороннего мира, воскресения из мертвых, бессмертия души,
ее переселения из одних существ в другие, отрицает возможность сотворения
мира и всего сущего из ничего, а с другой признает вечность и несотворимость
материального мира, развитие природы и общества по своим собственным
законам и посредством отрицания сверхъестественных сил утверждает самоценность
бытия мира и человека, ценность земной жизни как единственно возможной
и способствует формированию у людей материалистического мировоззрения.
- В атеизме прослеживаются две взаимосвязанные стороны: критическая,
задача которой состоит в аргументированной критике религии, и созидательная,
стремящаяся на материалистических основаниях утверждить бытие человека,
его подлинные ценности и идеалы, интеллектуальный и творческий потенциал
как личности. Далеко не каждый верующий знает, что в мире сейчас существует
более трех тысяч религий со своими представлениями о боге (богах), своими
обрядами и таинствами, со своими сторонниками, которые считают, что
именно их религия является истинной. И очень часто верующие искренне
убеждены, что другие религии - "вымысел людей", а своя, -
"откровение Бога". И только научный атеизм изучает все разновидности
и типы религий одинаково тщательно и беспристрастно, сравнивает их между
собой, выводит общие закономерности их развития, причины возникновения,
ту роль, которую они играли и играют в жизни человека, государства,
всего человечества. Конечно, атеизм не в состоянии только своими силами
исследовать различные религии и разные формы проявления религиозности
в прошлом и настоящим. Он использует данные истории и археологии, этнографии
и религиоведения, психологии и биологии, астрономии и физики, социологии
и многих других наук.
материалы сайта:
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
©OtherPlanet
|