меню раздела | оглавление | ссылки по теме

КУЗНЕЧНОЕ РЕМЕСЛО

Кузнец  Кузнец
  • Кузнечное ремесло одно из самых древних и почитаемых почти во всех этносах Земли. И не известно, на самом ли деле люди так ценили кузнецов и их талант или боги покровители постарались, но и сегодня на всех континентах стучат молоточки и кувалды. Украшения, замки и застежки, топоры и ножи, вилы и подковы - все могут сделать ученики Гефеста и Сварога. Что говорить, если к 13 веку уже насчитывалось до 16 специальностей мастеров по металлу. И как забыть, что именно кузнецы селились вместе, образуя кузнечные слободки, которые по сути являлись экопоселениями - постоять могли за себя, и поговорить было о чем, да и кроме труда своего, никому ни кланялись. Поэтому, наверное, именно кузнечное дело, так легко возрождается и крепнет в местах, которые мы называем экопоселениями. Давно уже славятся своими топорами кузнецы-виссарионцы из Тиберкуля, и в новых неокрепших поселениях, таких как Крутец, закладываются фундаменты под кузницы.

  • И может, действительно, у вас, кто прочтет эти строки с надеждой стать кузнецом, кроме крепких и красивых вещей выйдет из под ударов молота целительное волшебство и крепость духа. А если, захочется приехать и поучиться, обязательно подскажем где и у кого.

    МАТЕРИАЛЫ

  • Хорошо поддаются ковке малоуглеродистые стали, наиболее пригодны для художественной обработки мягкие сорта стали - Ст 1, Ст 2, Ст 3 с содержанием углерода от 0,07% до 0,22% . У каждого сорта стали своя определенная температура начала и конца ковки. При содержании углерода свыше 1,5% сталь не рекомендуется нагревать выше 1000°.

    ИНСТРУМЕНТЫ

  • Все этапы работы над изделием проходят на наковальне. Наиболее распространенна - ОДНОРОГАЯ НАКОВАЛЬНЯ. Изготовляется она из незакаленной стали с приваренной сверху закаленной пластиной. На роге удобно загибать металл, а в отверстия на противоположном крае можно вставлять различные приспособления для сложнорельефной ковки. Рубить металл следует только у основания рога, так как на закаленной части наковальни зубило быстро приходит в негодность. Обычно наковальня прочно закрепляется костылями на невысоком дубовом чурбане. Вес ее может быть 50 кг и больше - в зависимости от характера ковки и величины обрабатываемых деталей.

  • ШПЕРАКИ - маленькие приспособления, вставляющиеся в отверстия в наковальне. На шпераках выколачиваются и правятся различные элементы узора.

  • МОЛОТОК-РУЧНИК используют для обработки металла при небольших поковках, им же указывают место, по которому должен ударять кувалдой молотобоец. Вес ручника от 0,5 до 1,5 кг. Рабочая часть - плоская, верхняя - закругленная или заостренная (в виде тупого зубила). Верхняя и нижняя части закаливаются. Длина ручки 300-400 мм.

  • КУВАЛДА-МОЛОТ весит от 2 до 8 кг. Кузнец-молотобоец держит кувалду обеими руками. Оба конца кувалды плоские. Рукоятка (с целью меньшей отдачи в руки) делается из древесины легкой и прочной рябины.

  • КЛЕЩИ - используются для переноса и удержания детали (поковки) на наковальне

  • ГУБКИ - элемент клещей. Могут иметь самые различные формы (плоские, полукруглые, трубчатые), в зависимости от характера изготавливаемой детали и ее предназначения. При необходимости их можно нагревать и изменять в соответствии с профилем поковки. Поковку всегда следует плотно и крепко обхватывать клещами.

  • ЗУБИЛА И ПОДСЕЧКИ - применяют для рубки и резания железа. В отличие от зубил, употребляемых слесарями, они имеют деревянные ручки. Подсечку вставляют в отверстие в наковальне. Деталь кладут между подсечкой и зубилом у основания рога и разрубают ударом кувалды по зубилу. Насечку производят также зубилом, но деталь кладут на площадку наковальни.

  • ПРОБОЙНИКИ - могут иметь разнообразные сечения - круглые, квадратные, прямоугольные и служат для пробивки отверстий. ОБЖИМКА - инструмент, который применяют для придания детали граненой, эллипсовидной и цилиндрической формы. Это приспособление имеет верхнюю и нижнюю части. Верхняя насаживается на деревянную ручку, нижняя укрепляется в отверстии наковальни.

  • ГЛАДИЛКА - выглаживает поверхность изделия. Нижняя часть ее хорошо отшлифована и в зависимости от вида работ может иметь размеры 12x12 - 30x30 мм.

  • ПОДБОЙНИКИ - инструменты различной конфигурации используемые для нанесения канавок, углублений, ямок различной формы.

    ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ КОВКИ

  • Осадка. Если длину заготовки нужно уменьшить, увеличив ее поперечное сечение, применяют осадку. При этом деталь нагревают целиком, ставят вертикально на наковальню и, прочно удерживая щипцами, бьют кувалдой по верхнему концу. Необходимо следить, чтобы деталь не гнулась, и периодически выравнивать ее.

  • Прием, когда утолщают лишь часть заготовки, называется высадкой. При высадке нагретой оставляется лишь часть, подлежащая утолщению. (Концы охлаждаются поочередным погружением в воду.) Ковка происходит так же, как и при осадке.

  • Вытяжка. Если нужно увеличить длину детали за счет уменьшения толщины, ее вытягивают. При этом раскаленный прут кладут на наковальню и расковывают кувалдой по всей длине, периодически поворачивая его на 90° (если прут квадратного сечения). Для вытяжки круглых болванок применяют седлообразные обжимки. В процессе ковки следует все время поворачивать деталь вокруг оси. Аналогичным способом делается расплющивание в тех случаях, когда часть прута должна иметь форму пластины.

  • Рубка. Если поковку необходимо разделить на две части, применяют кузнечную рубку. При этом деталь нагревают до темно-красного цвета, кладут на наковальню и разрубают ударами молота по кузнечному зубилу. Прорубив поковку на три четверти, ее переворачивают и заканчивают операцию с обратной стороны. Процесс может быть ускорен наполовину, если рубку производить не на плоской стороне наковальни, а на подсечке, вставленной в наковальню. При этом нужно следить, чтобы закаленные острия зубила и подсечки не совпадали во избежание повреждения инструмента.

  • Очень часто в художественной ковке деталь не прорубают насквозь, а оставляют надрубленной. Этот прием получает дальнейшее развитие: надрубленные отростки могут быть вытянуты и превращены в завитки, листья, цветки. Обрубка и вырубка применяются при изготовлении ажурных деталей со сложным силуэтом (цветов, розеток).

  • Гнутье. Очень часто заготовке придается изогнутая форма. В том случае, когда деталь толстая, в месте изгиба происходит искажение заготовки - утончение ее. Это можно предупредить благодаря предварительной высадке изгибаемого участка. Если деталь необходимо изогнуть под углом, используют ребро наковальни или отверстие в ней, куда вставляют конец заготовки. Нагревать можно лишь участок детали, подлежащий гнутью. Дугообразный изгиб можно осуществить на роге наковальни, оправках или штырях, воткнутых в стальную доску.

  • Скручивание и свивка. Декоративно выглядит скрученный стержень. При этом один конец заготовки поворачивается вокруг своей оси по отношению к другому. Один конец прутка удерживается вторым кузнецом или же зажимается в тиски, другой продевается в отверстие воротка (нужного диаметра) и скручивается. Свивкой называется скручивание нескольких прутков между собой. При свивке железо следует нагревать до ярко-красного или даже желтого цвета во избежание трещин и разрывов.

  • Выглаживание. По окончании подготовительной отделки заготовки ее нужно тщательно выгладить. Однако этой операцией не следует злоупотреблять, поскольку кое-где оставшиеся выбоины от молотка придают поверхности "живой" вид, несут следы ручнойобработки материала. При выглаживании гладилка перемещается по металлу постепенно вдоль прутка, причем в местах изгиба поверхности можно оставлять легкие грани, придающие изделию живописный вид.

  • Насекание узора. К одной из заключительных операций ручной ковки относится насекание узора. В горячем виде зубилом на заготовку могут быть нанесены штрихи, ломаные линии, сетка, шрифт, изобразительные сюжеты. Плоскость при этом должна быть относительно ровной, а при насекании колец следует пользоваться оправками или, если кольцо большое, надевать его на рог наковальни. Иногда, отделывая уже готовое изделие, требуется изменить фактуру поверхности, обогатить ее. Это можно сделать подбойками и пуансонами, рабочая поверхность которых, соприкасаясь с металлом, придает ему нужную фактуру.

  • Сборка. Хотя в настоящее время самое широкое распространение получили заводские формы сварки: дуговая, точечная, контактная и газовая, в художественной ковке находят применение традиционные виды скрепления деталей. Это - склепка, сборка на винтах, горновая сварка. Поскольку все эти операции относительно трудоемки, следует избегать ненужных перекрещиваний и пересечений. Если требуется скрепить два прута, имеющих большую разницу в толщине, желательно механическое соединение клепкой или болтом, поскольку при сильном горновом нагреве толстого болта тонкий может сгореть. Кузнечной или горновой сваркой хорошо сваривается малоуглеродистое железо (0,15-0,20% углерода). Прежде такое железо носило название кузнечного. Сварка достигается размягчением соединяемых деталей до тестообразного состояния и последующей проковкой шва. Этот вид соединения имеет ряд разновидностей - внахлестку, встык и вразруб. Тонкие прутки свариваются встык. Внахлестку свариваются более толстые детали. Перед сваркой концы несколько скащивают для увеличения свариваемой поверхности. Если толщина прутка превышает 50 мм, может быть применена сварка вразруб. При этом один из концов вытягивается в виде клина и вставляется в другой - разрубленный. Когда детали подготовлены таким образом, их нагревают в кузнечном горне до белого каления (1300°). В период нагрева железо покрывается окалиной, ее устраняют. Возникновению окислов препятствует бура, образующая флюс. После нагрева до 1300° шлак сбивают и стряхивают, вслед за чем начинается проковка свариваемого места сначала ручником, а затем кувалдой. Проковку следует вести от центра к краям для выжимания шлака.

  • Во всех операциях деталь нужно прочно удерживать клещами. Приспособления для художественной ковки многообразны. В одном случае это отлитая чугунная плита с углублениями определенной формы и рисунка. Раскаленную поковку ударами молота вгоняют в углубления, при этом она принимает их форму. В другом случае применяют стальную плиту, в которой сверлят отверстия, вставляют штыри и между ними гнут раскаленную полосу (например, завитки для ограды). Для ковки сложных фигурных элементов предварительно из жести или тонкого листового железа вырезают шаблон.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

©OtherPlanet
Hosted by uCoz