...Чело
римского корабела прочертила глубокая складка. Только что император
Гай Юлий Цезарь поставил ему задачу - за 3 месяца построить флотилию
кораблей, способных перебросить около 200 тысяч воинов через Средиземное
море в Египет... Задача из задач. Мозг лихорадочно искал решение.
Погруженный в свои думы, инженер не заметил, как спустился с Капитолийского
холма и углубился в рабочие кварталы Рима. К реальности его вернул
голос мастерового.
- Уважаемый не желает новую тогу?
Корабел поднял голову и увидел рабочий стол закройщика
и лекала, разбросанные по цветастому материалу. Вдруг его осенила
мысль…
Так
это было или нет - нам уже точно не узнать. Время хорошо скрывает
свои тайны. Но, тем не менее, историки подтверждают, что в преддверии
египетской кампании Юлия Цезаря был построен римский флот, при помощи
которого император перебросил через Средиземное море свою 150-тысячную
армию. Учёные высказывают подтверждение, что при строительстве плавсредств
римскими корабелами были применены неординарные упрощения конструкции
судов и использованы прогрессивные технологические приёмы строительства
по шаблонам. Но это всего лишь предположения. А вот ещё одну удивительную
загадку - быстрое строительство моста через многоводный Рейн - нашим
специалистам удалось разгадать.
Древние
манускрипты говорят, что, когда Юлий Цезарь готовился напасть на
зарейнских германцев, его военные строители соорудили мост буквально
за пять дней. По этому мосту римская армия с конницей и обозами
была переправлена на противоположный берег и по нему же вернулась
обратно, отягощенная богатой добычей, угоняя скот и людей, увозя
награбленное. Многолетние исследования московских специалистов позволили
впервые составить представление о реальной конструкции этого моста.
Предполагается, что он был построен в среднем течении Рейна (г.
Кёльн -Страсбург), гдe был лес и камень - необходимый строительный
материал. Мост представлял собой изгиб в виде угла, направленного
навстречу течению Рейна с вершиной по центру реки. Основу моста
составляли плоты из брёвен, которые дополнительно удерживались группой
свай-опор с наклонными подпорками. Для установки свай в вертикальное
положение к их нижним концам, как и к наклонным подпоркам, прикреплялись
тяжелые камни-грузы. Каждая группа свай крепилась между собой поперечными
стволами деревьев. К этой конструкции вязались плоты. Они имели
простую прямоугольную форму размером примерно 6x4 метра. Сверху
на плоты укладывался настил, по которому и перешла армия Цезаря
на противоположный берег Рейна. Все элементы моста доставлялись
к месту строительства наплавным способом. Его надёжность обеспечивалась
устойчивостью простых опор-свай, связанных между собой и плотами,
а также за счёт углового изгиба.
Следует
сказать, что военные строители Цезаря не были монополистами в этой
области. Как показали исследования, подобные сооружения через водные
преграды применяли в те далёкие времена строители народов Юго-Восточной
Азии, Южной Америки. Пользовались подобными технологиями и в наших
краях. Так, языческие строители, делая плотины на Соловецких островах,
применяли принцип изгиба навстречу течению. Хочется надеяться, что
раскрытая тайна римских мастеров пригодится современным мостостроителям,
подтолкнет к оригинальным инженерным решениям армейских мостовиков.