меню раздела | оглавление | ссылки по теме

МИФИЧЕСКИЕ СУЩЕСТВА И БОГИ >
ДЕВЯТЬ ЧИНОВ АНГЕЛЬСКИХ

  • Греческое слово "ангел", как и еврейское "малак" и мусульманское "малайка", означает одно и то же - "вестник". Небесные духи, вестники богов, эти своеобразные нити жизни, соединяющие людей с их создателями, известны многим народам. Викинги называли их валькириями, греки - орами. В Персии были фраваши, а иногда их путали с пери и гуриями, бесполыми женоподобными существами. Римляне знали их как гениев, а индийцы высших небесных духов именовали асурами, а низших - апсарами. Ангелы присутствуют в зороастризме, в буддизме, в даосизме. Они известны ассирийским и месопотамским мудрецам. Вера в ангелов пронизывает манихейские сказания. Шаманская практика так же предполагает знакомство с крылатыми существами-вестниками.

  • Ангелы - общее имя для очень разных существ, разделяющихся на три триады или девять ангельских чинов. Первыми и высшими среди них являются престолы, серафимы и херувимы. Престолы названы так потому, что находятся ближе остальных к престолу Господа, они высшие силы самоотдачи и самопожертвования. О них в своей "Книге ангелов" современный исследователь Софи Бернхэм пишет так: "У Престола Божия ангелы лишены облика, присутствуя там как чистая первичная энергия, громадные, стремительные огненные шары, подобные сверхновым звездам, кружащиеся, вращающиеся, носящиеся в черном пространстве. Они называются колеса или престолы, и не могут быть изображены даже символически, но мистики, созерцавшие их и слышавшие их оглушительное молчание знают, что они видели, и потому подавлены этой силой".Впрочем, иногда престолы изображались как огненные колеса с крыльями. Все их тело будто бы состояло из множества глаз, способных охватить своим взглядом все. Пожалуй, они единственные среди ангелов, кто даже отдаленно не напоминает человека.

  • Огненные духи серафимы в своем шестикрылом теле воплощают великий космический принцип всеобщей любви, само их имя в переводе с халдейского означает Любовь. Их облик довольно подробно описан в библейской Книге пророка Исайи: "Вокруг Его стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг к другу, и говорили: свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!"

  • Лишь по укоренившемуся недоразумению иногда считают херувимов низшими ангелами и изображают в виде детей с крыльями. Херувимы, принадлежат к высшей триаде небесных созданий, символизируют Мудрость и бесконечные Силы, они - стражи небес. Об этом свидетельствует и Книга Бытия, где описано, как Господь изгнал из рая согрешившего Адама: "И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к древу жизни". И уж совсем не похожи на розовощеких младенцев херувимы, виденные пророком Иезекиилем: "Сделаны были херувимы и пальмы: пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица. С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме - лицо львиное". Столь грозные ангелы охраняли ковчег со скрижалями завета - Божественными правилами человеческой жизни. На плечах этих могучих духов покоился сам престол Господа, который они легко переносили с одного места в другое: "И воссел Бог херувимов и полетел, и понесся на крыльях ветра".

  • Херувимы больше напоминают людей: "И видно было у херувимов подобие рук человеческих под крыльями их". О назначении высших небесных духов в книге "Божественная эволюция" пишет Эдуард Шюре: "Высшая триада (Престолы, Херувимы и Серафимы) являются триадой лучезарных и вдохновляющих Сил, которые действуют в ансамбле Космоса, они составляют часть Божественной сферы как таковой, поскольку они находятся над Пространством и Временем, как и сам Бог, они проявляют Бога во Времени и Пространстве".

  • Ниже находится вторая троица ангелов - власти, силы и господства. Византийский богослов V в. Дионисий Ареопагит считал господства первыми среди них, четвертыми в небесной иерархии духовных сил. Если силы первой иерархии распространяли божественный свет, мудрость и вдохновение, то вторые - упорядочивали и уравновешивали. Высшие ангелы управляли Вселенной, а средние - планетами, в том числе и нашей Землей. Если серафимы, херувимы, престолы сеяли в межзвездных пространствах идеи любви, мудрости и воли, то господства, силы и власти гармонизировали формы всего сущего и его движение. Они сокращали путь от общей идеи к ее конкретному воплощению. О них, покорившихся власти Христа, говорится в новозаветном "Первом послании апостола Петра": "Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, был умерщвлен по плоти, но ожил духом, который, взойдя на небо, пребывает рядом с Богом, и которому покорились ангелы и власти и силы". Но среди этих ангелов появились противники Бога, о которых говорится в "Послании к Ефесянам": "Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских; потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных".

  • Ближе всего к людям начала - архангелы и собственно ангелы, которые ведают идеей индивидуальности, божественного огня и самой жизнью людей. Им, силам сражающимся, выпала самая сложная задача: Земля для них - поле битвы, а человек - цель этого сражения. О них пишет Эдуард Шюре: "Сфера Ангелов, Архангелов и Начал (это сфера, которая возвышается непосредственно над человеком и куда человек погружается во время своего сна) является сферой астральной". И далее он пишет: "Начала, или Духи начала, уже зачали Архангелов. Ведь Начала являются наиболее могущественными магами среди Элохим. Они одной лишь силой воли могут дать жизнь и индивидуальность своим Мыслеформам. Благодаря дуновению Начал, Архангелы восстают и становятся жизнью". Так появились архангелы, многих из которых мы знаем по именам: это небесный военачальник Михаил, Гавриил, который явился к деве Марии с благой вестью о том, что у нее родится сын Иисус, ангел-целитель Рафаил, а также Уриил, Иегудиил, Йеремиил, Салафиил, Варахиил и многие другие. Ян ван Руйсбрук в своей книге "Семь шагов по лестнице" пишет: "Высшие чины ангельские (херувимы, серафимы и престолы) не участвуют в нашей борьбе с пороками и пребывают с нами лишь тогда, когда превыше всякого разлада мы соединимся с Богом в мире, созерцании и вечной любви".

  • Действительно, как управляющим галактиками и системами звезд разглядеть беды каждого из нас, одного в многомиллионной массе? Только ангелы, которые по народному поверью, пребывают у каждого человека за правым плечом всегда в курсе наших радостей и горестей. Они знают о нас все и в трудную минуту спешат на помощь. Зачем они это делают? Ответ заключен в девяностом псалме Давида, где поется: "Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих; на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею". О том же писал великий индийский поэт Рабиндранат Тагор: "Я полагаю, мы свободны в определенных пределах, однако невидимая рука или ангел-проводник, подобно скрытому пропеллеру, движут нами".

  • Они заботятся о нас при жизни, а в скорбный час к нам спускается ангел, чтобы стать нашим проводником в Мир смерти. К поэтам в час вдохновения прилетает крылатая муза. И, может быть, лучше всего сказал Ральф Уолдо Эмерсон: "Среди бурных кризисов, среди нестерпимых испытаний, среди устремлений, исключающих сочувствие, и является ангел".

материалы книги "Атлас тайн и загадок"


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

©OtherPlanet
Hosted by uCoz