меню раздела | оглавление
| ссылки по теме
МИФИЧЕСКИЕ
СУЩЕСТВА И БОГИ >
ДЕВЯТЬ ЧИНОВ АНГЕЛЬСКИХ
- Греческое слово "ангел", как и еврейское "малак"
и мусульманское "малайка", означает одно и то же - "вестник".
Небесные духи, вестники богов, эти своеобразные нити жизни, соединяющие
людей с их создателями, известны многим народам. Викинги называли их
валькириями, греки - орами. В Персии были фраваши, а иногда их путали
с пери и гуриями, бесполыми женоподобными существами. Римляне знали
их как гениев, а индийцы высших небесных духов именовали асурами, а
низших - апсарами. Ангелы присутствуют в зороастризме, в буддизме,
в даосизме. Они известны ассирийским и месопотамским мудрецам. Вера
в ангелов пронизывает манихейские сказания. Шаманская
практика так же предполагает знакомство с крылатыми существами-вестниками.
- Ангелы - общее имя для очень разных существ, разделяющихся на три
триады или девять ангельских чинов. Первыми и высшими среди них являются
престолы, серафимы и херувимы. Престолы названы так потому, что находятся
ближе остальных к престолу Господа, они высшие силы самоотдачи и самопожертвования.
О них в своей "Книге ангелов" современный исследователь Софи
Бернхэм пишет так: "У Престола Божия ангелы лишены облика, присутствуя
там как чистая первичная энергия, громадные, стремительные огненные
шары, подобные сверхновым звездам, кружащиеся, вращающиеся, носящиеся
в черном пространстве. Они называются колеса или престолы, и не могут
быть изображены даже символически, но мистики, созерцавшие их и слышавшие
их оглушительное молчание знают, что они видели, и потому подавлены
этой силой".Впрочем, иногда престолы изображались как огненные
колеса с крыльями. Все их тело будто бы состояло из множества глаз,
способных охватить своим взглядом все. Пожалуй, они единственные среди
ангелов, кто даже отдаленно не напоминает человека.
- Огненные духи серафимы в своем шестикрылом теле воплощают великий
космический принцип всеобщей любви, само их имя в переводе с халдейского
означает Любовь. Их облик довольно подробно описан в библейской Книге
пророка Исайи: "Вокруг Его стояли серафимы; у каждого из них по
шести крыл; двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои,
и двумя летал. И взывали они друг к другу, и говорили: свят, свят, свят
Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!"
- Лишь по укоренившемуся недоразумению иногда считают херувимов низшими
ангелами и изображают в виде детей с крыльями. Херувимы, принадлежат
к высшей триаде небесных созданий, символизируют Мудрость и бесконечные
Силы, они - стражи небес. Об этом свидетельствует и Книга Бытия, где
описано, как Господь изгнал из рая согрешившего Адама: "И изгнал
Адама, и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч
обращающийся, чтобы охранять путь к древу жизни". И уж совсем не
похожи на розовощеких младенцев херувимы, виденные пророком Иезекиилем:
"Сделаны были херувимы и пальмы: пальма между двумя херувимами,
и у каждого херувима два лица. С одной стороны к пальме обращено лицо
человеческое, а с другой стороны к пальме - лицо львиное". Столь
грозные ангелы охраняли ковчег со скрижалями завета - Божественными
правилами человеческой жизни. На плечах этих могучих духов покоился
сам престол Господа, который они легко переносили с одного места в другое:
"И воссел Бог херувимов и полетел, и понесся на крыльях ветра".
- Херувимы больше напоминают людей: "И видно было у херувимов подобие
рук человеческих под крыльями их". О назначении высших небесных
духов в книге "Божественная эволюция" пишет Эдуард Шюре: "Высшая
триада (Престолы, Херувимы и Серафимы) являются триадой лучезарных и
вдохновляющих Сил, которые действуют в ансамбле Космоса, они составляют
часть Божественной сферы как таковой, поскольку они находятся над Пространством
и Временем, как и сам Бог, они проявляют Бога во Времени и Пространстве".
- Ниже находится вторая троица ангелов - власти, силы и господства.
Византийский богослов V в. Дионисий Ареопагит считал господства первыми
среди них, четвертыми в небесной иерархии духовных сил. Если силы первой
иерархии распространяли божественный свет, мудрость и вдохновение, то
вторые - упорядочивали и уравновешивали. Высшие ангелы управляли Вселенной,
а средние - планетами, в том числе и нашей Землей. Если серафимы, херувимы,
престолы сеяли в межзвездных пространствах идеи любви, мудрости и воли,
то господства, силы и власти гармонизировали формы всего сущего и его
движение. Они сокращали путь от общей идеи к ее конкретному воплощению.
О них, покорившихся власти Христа, говорится в новозаветном "Первом
послании апостола Петра": "Христос, чтобы привести нас к Богу,
однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, был умерщвлен
по плоти, но ожил духом, который, взойдя на небо, пребывает рядом с
Богом, и которому покорились ангелы и власти и силы". Но среди
этих ангелов появились противники Бога, о которых говорится в "Послании
к Ефесянам": "Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно
было стать против козней дьявольских; потому что наша брань не против
крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей
тьмы века сего, против духов злобы поднебесных".
- Ближе всего к людям начала - архангелы и собственно ангелы, которые
ведают идеей индивидуальности, божественного огня и самой жизнью людей.
Им, силам сражающимся, выпала самая сложная задача: Земля для них -
поле битвы, а человек - цель этого сражения. О них пишет Эдуард Шюре:
"Сфера Ангелов, Архангелов и Начал (это сфера, которая возвышается
непосредственно над человеком и куда человек погружается во время своего
сна) является сферой астральной". И далее он пишет: "Начала,
или Духи начала, уже зачали Архангелов. Ведь Начала являются наиболее
могущественными магами среди Элохим. Они одной лишь силой воли могут
дать жизнь и индивидуальность своим Мыслеформам. Благодаря дуновению
Начал, Архангелы восстают и становятся жизнью". Так появились архангелы,
многих из которых мы знаем по именам: это небесный военачальник Михаил,
Гавриил, который явился к деве Марии с благой вестью о том, что у нее
родится сын Иисус, ангел-целитель Рафаил, а также Уриил, Иегудиил, Йеремиил,
Салафиил, Варахиил и многие другие. Ян ван Руйсбрук в своей книге "Семь
шагов по лестнице" пишет: "Высшие чины ангельские (херувимы,
серафимы и престолы) не участвуют в нашей борьбе с пороками и пребывают
с нами лишь тогда, когда превыше всякого разлада мы соединимся с Богом
в мире, созерцании и вечной любви".
- Действительно, как управляющим галактиками и системами звезд разглядеть
беды каждого из нас, одного в многомиллионной массе? Только ангелы,
которые по народному поверью, пребывают у каждого человека за правым
плечом всегда в курсе наших радостей и горестей. Они знают о нас все
и в трудную минуту спешат на помощь. Зачем они это делают? Ответ заключен
в девяностом псалме Давида, где поется: "Ибо Ангелам Своим заповедает
о тебе - охранять тебя на всех путях твоих; на руках понесут тебя, да
не преткнешься о камень ногою твоею". О том же писал великий индийский
поэт Рабиндранат Тагор: "Я полагаю, мы свободны в определенных
пределах, однако невидимая рука или ангел-проводник, подобно скрытому
пропеллеру, движут нами".
- Они заботятся о нас при жизни, а в скорбный час к нам спускается ангел,
чтобы стать нашим проводником в Мир смерти. К поэтам в час вдохновения
прилетает крылатая муза. И, может быть, лучше всего сказал Ральф Уолдо
Эмерсон: "Среди бурных кризисов, среди нестерпимых испытаний, среди
устремлений, исключающих сочувствие, и является ангел".
материалы книги "Атлас тайн и загадок"
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
©OtherPlanet
|