Калевала (Kalevala), карело-финский
народный эпос. Первая версия (32 руны, 13 978 стихов) опубликована
в 1835-1836; расширенная (50 рун, 22 795 стихов) - в 1849.
Эпические песни (руны) и другие материалы, вошедшие в состав Калевалы,
были тщательно собраны Эиасом Лёнротом. В течение многих лет разъезжая
по стране, этот деревенский лекарь собрал в восточной Финляндии
и российской Карелии тысячи фрагментов героических и других рун,
бытовавших в изустной традиции. Лёнрот, сам превосходный сказитель,
умело отбирал и соединял в циклы разрозненные тексты, составляя
связное повествование. При необходимости он вставлял стихи или небольшие
строфы собственного сочинения, подбирал и менял подходящие куски,
добиваясь складности текста. Он же дал эпосу название Калевала.
Начинается Калевала с рассказа
о сотворении мира. Ее герой - старый Вейнямёйнен, великий мудрец
и песнопевец, способный подчинять себе и людей, и силы природы.
Значительную часть повествования составляют Его неудачное сватовство
к девушке много моложе его и подвиги кузнеца Ильмаринена, чьим искусством
была создана волшебная мельница-самомолка Сампо. В эпосе действует
еще целый ряд персонажей, а также описана кровопролитная борьба
между вымышленными странами светлой Калевалой и мрачной Похьолой
(Севером).
После 1835 финские интеллектуалы провозгласили Калевалу величайшим
памятником культурного наследия и достижений своих далеких предков,
однако тогда она так и не стала истинно народной книгой. (Первое
издание тиражом 500 экземпляров распродавалось в течение 10 лет.)
Возможно, виной тому архаичный язык и повторяющиеся строфы. С другой
стороны, эпос оказал огромное воздействие на многие аспекты культурного
развития Финляндии. В десятилетия, предшествовавшие обретению независимости
в 1917-1918, он питал национальное самосознание финнов и укреплял
их решимость остаться свободным народом. Его влияние ощущалось в
литературе, изобразительных искусствах, особенно в живописи и архитектуре,
а также в филологии и этнологии. Калевала переведена на многие иностранные
языки.
В последние несколько десятилетий
Калевала в немалой степени способствовала эволюции финского литературного
языка и подпитывала исторические концепции, окрашенные романтическим
вымыслом. Ее цитировали в поддержку дела мира, единого земельного
налога, социализма, теософии и прочего.