на главную
| ссылки по теме | карта
сайта
ГОНЕНИЯ НА ВЕДЬМ
В
XVI-XVII века в Европе - время гонений на ведьм: союзниц дьявола
искали и сжигали на кострах инквизиции. Казалось, что Швеции удалось
избежать этой истерии, но в 60-х годах XVII века нашлось-таки и
здесь огромное количество женщин, "заключивших контракт с дьяволом".
Правительство создало и отправило специальные комиссии на расследования
колдовства, вследствие чего около трехсот человек, преимущественно
женщин, были приговорены к казни и сожжению.
Финляндия
была превосходным местом для роста и процветания этой истерии. В
стране повсюду проводились языческие обряды, чернь отмечала кекри
(старинный финский праздник 1-го ноября, когда хозяева рассчитывались
с работниками), а в Хяме выпивали за здоровье верховного бога Громовержца.
На севере постукивали в бубны лапландские шаманы, а на востоке покойников
иногда хоронили вместо церковных кладбищ в "карсикко"
- у корней деревьев.
В стране по прежнему много было волхвов, которых народ все еще боялся
и все еще уважал. На западе Финляндии колдовством занимались обычно
женщины, на востоке мужчины. Они исцеляли людей и животных, находили
пропавшие вещи, а когда засуха грозила урожаю, вызывали дождь. Но
кроме этой "белой магии" они владели опасной "черной
магией". Колдуны могли навести на человека порчу и вызвать
смерть, а также погубить урожай и убить скот.
Правоверная
церковь, в которой попы, включая епископа Юхану Гезелиуса, верили
в колдовство и духов, начала борьбу против языческих традиций народа.
Волхвов, колдунов, ведьм, кудесников судили земским судом, но гонения
не приобрели массового характера.
В основном обвинялись бедные женщины, которые сглазом якобы причиняли
ущерб или смерть, заключали контракт с дьяволом и летали в преисподнюю
на пир своего господина. Обвинения порождали "цепную реакцию":
один обвиненный разоблачал других, которых видел в преисподней,
а те, в свою очередь, продолжали лавину обвинений.
На
Аландских островах судьей был настоящий эксперт Нилс Псиландер.
Он тщательно изучал ведьм и контракты с дьяволом. За несколько лет
массовых гонений, в Финляндии осудили на смерть около тридцати женщин.
Во всей этой истерии здравый ум сохраняли, увы, немногие. Личный
врач Карла XI Урбан Хьярне смог доказать, что обвиненные женщины
рассказывали о своих снах и галлюцинациях. А к доносам приводило
легкомыслие, зависть, месть и злость...
Судебные
процессы против ведьм постепенно утихали, и к началу XVIII века
исчезли полностью. В Финляндии гонения были особенно распространены
на Аландских островах, Похьянмаа и в меньшей степени в других местах
на западе. Это были экономически развитые территории, где товарообмен
и погоня за личной выгодой разрушили коллективное мышление. Здесь
ЛИЧНОСТЬ могла потерпеть убыток без видимых для нее причин. Тогда
вспоминался сглаз ведьмы или беднячки, а в атмосфере 1670-х годов
это легко приводило к судебным разбирательствам. На востоке Финляндии
колдунов было не меньше, скорее даже больше, но там не было... стукачей.
Товарообмен был невелик, а потери в подсечно-огневом хозяйстве были
общими. Люди жили как часть природы, неудачи считались фатальными
феноменами текущей жизни.
перевод с финского Сергея
Онишко
|