меню раздела | оглавление
| ссылки по теме
ЛИЧНОСТИ >
ЕВРОПА >
КАЛИОСТРО - МАГ В РОЛИ ДИЧИ
- Граф Сен-Жермен (1710-1784)
и граф Калиостро (1743-1795) почти совпали по времени земного существования.
Их часто даже путали, называя второго перевоплощением первого или его
учеником. Но слишком разными были эти люди: по внешности, манере поведения,
степени посвященности в тайные знания. Несхожими были и их судьбы. Если
Сен-Жермен жил на закате магических времен и лишь отчасти испытал притеснения,
то Алессандро Калиостро, оказавшись в мире, где понятие "маг"
полностью совпадало по значению со словом "шарлатан", был
гоним, как зверь на псовой охоте. Особенно его ненавидели люди, диктовавшие
дух и характер эпохи. Его, прозванного Другом Людейза благотворительность
и целительство, многократно пытали на дыбе в застенках инквизиции, добиваясь
признания в том, что он и есть мошенник Иосиф Бальзаме. Клеймили как
масона, адепта египетских мистерий и артиста. Его, преданного всеми-
друзьями и женой приговорили к смертной казни. Затем заменили ее на
длительную агонию в башне Ангела, где, в конце концов, тайно удавили.
- К сожалению, горы лжесвидетельств, хорошо оплаченных или вырванных
силой, под пытками, со временем обрели характер исторических фактов,
и клеймо шарлатана осталось на имени Калиостро по сей день. Казалось
бы, какое значение имеет подозрение, что Иосиф Бальзамо и граф - одно
и то же лицо? Если и так, то произошло полное духовное перерождение,
а, возможно, вселение высокой сущности в тело жуликоватого простолюдина
из Палермо. Исследователь Е.М.Батлер писал: "Он являет собой хороший
пример двойственной природы магов. У всех есть свои "Бальзамо".
Белые маги побеждают их и становятся божествами в легендах. Черные маги
побеждают их, становятся их жертвами и попадают в ад. Калиостро метался
всю жизнь между этими двумя борющимися половинками своей души, хотя
чудеса, творимые им, говорят о том, что он являлся последователем великих
мудрецов прошлого". Калиостро, как и другие искатели мудрости в
древности, много путешествовал по Востоку, затем, вернувшись в Европу,
познакомился с немецким масонством и вступил в ложу Эсперанса, пройдя
инициацию смертью и произнеся клятву о сохранении тайн. Один из его
братьев по вере, Фигурьер, вспоминал: "Он говорил только о путешествиях
в Египет, Мекку и другие дальние страны, о науках, в которые был посвящен
у подножья пирамид".
- Довольно быстро Калиостро прошел все стадии посвящения: от ученика
и рыцаря, до Мастера и Великого Мастера. Вскоре ему стало тесно в рамках
масонства: граф мечтал очистить древнюю традицию от позднейших, а зачастую
и невежественных, наслоений, поэтому решил основать собственное тайное
общество, которое в угоду моде времени назвали египетским масонством.
В поисках учеников он объездил Северную Италию, всю Германию и добрался
до столицы современной ему Латвии - Митавы, где остановился в доме у
графов Медемов. Элиза фон дер Реке вспоминала о своей встрече с Калиостро
в 1779 г и о его откровениях: "Его ученики никогда не умирают,
если только не посвятят себя черной магии; когда их тело стареет, они
восходят на небо, подобно своему великому учителю. С периодичностью
в 12 жизней происходит очищение, ученики умирают, но воскресают вновь,
как Феникс из пепла. Таким образом, Феникс является аллегорическим образом
этих великих магов".
- В книге "Египетское масонство" Алессандро Калиостро описывал
процесс физического перерождения: "Сорокодневное уединение, которое
следует воспринимать как праздник, необходимо проводить каждые пятьдесят
лет, начиная с полнолуния в мае, в обществе одного лишь преданного человека.
На тридцать седьмой день примите третью и последнюю крупинку лекарства.
Во время глубокого сна, который последует сразу же за приемом лекарства,
обновятся волосы, зубы, ногти и кожа. На сороковой день старик превратится
в юношу". Как и его предшественник, граф Сен-Жер-мен, Калиостро
счел необходимым посетить Россию. В 1780 г под именем графа Феникса
он прибыл в Санкт-Петербург, где бесплатно лечил больных. Затем через
Варшаву и Страсбург добрался до Парижа и был встречен народом как величайший
маг и целитель. Это был неслыханный триумф! Впрочем, громкая слава волшебника
не могла не возбудить зависти короля и церкви. На Калиостро натравили
продажного и жадного до денег журналиста Морандона, который писал статью
за статьей, обличая графа как проходимца Иосифа Бальзамо, присвоившего
себе чужие имя и титул.
- Калиостро ответил на вызов, предложив, по сути, магическое состязание
пригласил писаку к себе на завтрак, где единственным блюдом должен был
стать молочный поросенок, под кожу которого впрыснут яд. Свое приглашение
маг окончил словами: "На следующее утро произойдет вот что: или
мы оба умрем, или оба останемся живы, или один из нас умрет, а другой
останется жив". Морандон, струсив, отказался от этого испытания,
а Калиостро из заочной схватки вышел победителем, что, однако, не спасло
его от ареста и заключения в Бастилию. О своей тюрьме Алессандро писал
с ужасом: "Неужели все тюрьмы похожи на Бастилию? Здесь царят циничная
дерзость, отвратительная ложь, лицемерие, неприкрытая жестокость, издевательства
несправедливость и смерть. Некоторые погребены здесь уже 30 лет, их
считают умершими, но они живы". Через полгода он был оправдан.
Второй раз его арестовали 27 декабря 1789 г, и на этот раз обвинения
ему предъявила инквизиция. Судебный процесс продолжался с 4 мая по 22
июня 1790 г, было проведено 43 допроса с пристрастием, его пытали на
дыбе. Обвиняли в язычестве и идолопоклонстве, в отречении от веры, поклонении
дьяволу. В этих же застенках пытали его жену, Лоренцу-Серафину Поначалу,
несмотря на физические истязания, Калиостро держался стойко, отвечал,
что все делал во славу Господа. Затем, после пыток и изнурительных,
повторяющихся до бесконечности допросов, начал путаться, противоречить
сам себе. Когда же его бедная супруга не стерпев издевательств, начала
лжесвидетельствовать, обвиняя мужа во всех мыслимых и немыслимых грехах,
он сказал: "Я могу повторить только то, что уже говорил. Скажите,
что вы хотите от меня услышать?" В конце концов, он согласился
со многими выдвинутыми против него обвинениями, но закончил речь словами:
"Я никогда не прибегал к услугам дьявола и не совершал языческих
обрядов". Впрочем, служители церкви его не слушали они добились
главного - признания, остальное неважно. Жену отправили в монастырь,
мужа - в тюрьму Сан Лео, где возвышалась башня, названная кем-то с мрачноватым
юмором, за близость к небесам - башней Ангела.
- 7 апреля 1791 г ему объявили смертный приговор, но привести его в
исполнение не решились, боясь возмущения народа. Папа Римский заменил
смерть "вечным" заключением. Вечности не получилось, через
четыре года Калиостро был тайно задушен в своей камере. Если бы Алессандро
протянул в своей башне еще два года, то его обязательно спасли в 1797
г французские революционные войска, которые захватили католические государства.
Папа бежал, а в тюрьму Сан-Лео ворвался польский легион во главе с генералом
Домбровским. Тот расспрашивал всех о "божественном Калиостро",
но отыскать его следов так и не смог. Многие верили, что волшебник сумел
бежать, Елена Блаватская утверждала, что в Россию, более того - к ним
в дом. Она даже сохранила детские воспоминания о том, как Калиостро:
" В середине зимы явил чудо - тарелку клубники для больного, пожелавшего
этой ягоды".
- И все же, кем был Алессандро Калиостро? Пожалуй, лучше всего о нем
сказал Батлер в книге "Маги". "Он говорил о своем загадочном
происхождении, принял масонство, был вовлечен в захватывающую борьбу,
его преследовали, пытали, он умер и, как говорят, воскрес снова Калиостро
- принесенный в жертву священник, использующий старинные обряды, человек,
путешествовавший на Восток, основатель загадочной религии".
материалы книги "Атлас тайн и загадок"
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
©OtherPlanet
|