меню раздела | оглавление | ссылки по теме

ЛИЧНОСТИ > РОССИЯ >
МИХАИЛ БУЛГАКОВ - ЧЕРЕЗ ТЬМУ К СВЕТУ

  • Человек рождается на Земле, чтобы пройти искушение Тьмой и найти свой путь к Свету. Те же, кому не суждено достойно преодолеть эту торную дорогу, попадают после смерти в Лимб, описанный Данте:
  • То горестный удел
    Тех жалких душ,
    что прожили, не зная
    Ни славы, ни позора смертных дел

  • В серую мглу безвременья отправляются Берлиоз, Латунский и другие личности, описанные в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" они не достойны ни ада, ни рая. Однако Лимб - это не смешение Света и Тьмы, а их полное отсутствие. Эти стихии без ненависти противостоят друг другу, но любая попытка смешать их чревата печальными последствиями. Как это и произошло с Коровьевым. До своего появления в Москве он жил в тринадцатом веке, был провансальским трубадуром и написал стихотворение на смерть главного противника альбигойцев -Симона де Монфора.

    На всех в городе, поскольку Симон умер,
    Снизошло такое счастье, что из тьмы
    сотворился свет

  • Из тьмы - свет! Подобная ересь должна быть наказана. Спустя семьсот лет Воланд сказал по этому поводу: "Рыцарь этот когда-то неудачно пошутил. Его каламбур, который он сочинил, разговаривая о свете и тьме, был не совсем хорош. И рыцарю пришлось после этого пошутить немного больше и дольше, нежели он предполагал". Лишь в 1926 г. при отлете из Москвы, он смог распрощаться со своими шутовскими именами - Коровьев и Фагот ("фаготин" по-французски - "шут"), сменить клоунский клетчатый наряд на темно-фиолетовое рыцарское облачение и стереть, наконец, дурацкую ухмылочку с лица, которое стало сразу суровым и неулыбчивым.

  • Многочисленные исследователи творчества Булгакова называют его мистическим писателем, находят в его романах параллели с утонченными серветами трубадуров-альбигойцев, поэзией Данте, народной книгой о докторе Фаусте и ее обработкой Гете, со сказками Гофмана и фантасмагориями Гоголя. Мистическая литература во все времена, сохраняя преемственность, отражает связь физического с тонкими мирами. Особенно это верно в отношении автобиографической прозы Михаила Афанасьевича, чья душа стала настоящим полем сражения между Светом и Тьмой. Может быть, первый тревожный сигнал прозвучал в 1903 г, когда двенадцатилетний Миша сказал сестре: "Ты думаешь, я сегодня ночью спал? Я был на приеме у Сатаны!". Этот случай сочли мистификацией, детской шуткой и постарались забыть, да и последующие события не оставляли времени на раздумья об инфернальном. Сначала гимназия, затем медицинский факультет университета, ранняя женитьба, война, революция. Если и происходило что-то странное, то оно отступало на второй план, быстро забывалось.

  • Тьма стала сгущаться в Москве 23-го года. В печати появляется фрагмент неоконченного романа Эмилия Миндлина "Возвращение доктора Фауста": "У господина были до чрезвычайности тонкие ноги, в черных чулках, обутые в черные бархатные туфли, и такой же плащ на плечах. Зрачки его мерцали среди тучных клубов дыма". Булгаков в 24-ом пишет "Дьяволиаду", а в следующем году знакомые дарят ему повесть Александра Чаянова: "Венедиктов, или Достопамятные события жизни моей". Повесть о пребывании дьявола в Москве, а фамилия главного героя - Булгаков.

  • Другой астролог - Борис Романов постарался доказать, что дьявол явился в Москву в конце апреля - начале мая 1926 г, и событие это хронологически точно зафиксировано на страницах "Мастера и Маргариты": "День святой Вальпургии совпал со Страстной православной субботой". При жизни М.А.Булгакова в Москве это произошло дважды в 1926 г и в 1937 г. Однако ясно в романе описано посещение с 28 апреля (Великая среда) по 2 мая (Светлое Христово Воскресение) 1926 г. "История на Патриарших была в среду вечером, скандальный сеанс в Варьете - в четверг, встреча Маргариты с Азазелло - в пятницу, бал у сатаны - в ночь с пятницы на субботу, попытка ареста, последние проделки Бегемота и Коровьева - в субботу, отлет из Москвы, освобождение Пилата и определение судьбы Мастера - в ночь с субботы на воскресенье".

  • В 1928 г Булгаков садится писать роман "Черный маг" или "Инженер с копытом". В 1929 г, в сентябре, начинает повесть "Тайному другу": "Дверь отворилась беззвучно, и на пороге предстал Дьявол, Сын погибели, однако, преобразился. От обычного его наряда остался только черный бархатный берет, лихо надетый на ухо, Петушьего пера не было, обыкновенные полосатые штаны облегали ноги, из которых одна была с копытом, упрятанным в блестящую калошу". Этот эпизод был переписан в 1936 г и вошел в "Записки покойника", где встреча с дьяволом приводит к подписанию договора. "И я окоченел на полу от ужаса. Это был он, вне всяких сомнений. В сумраке в высоте надо мною оказалось лицо с властным носом и разметанными бровями - Ну, что ж, договорчик, стало быть, надо подписать?".

  • В марте 1930 г писатель сжигает начатый роман и в письме правительству сообщает: "Ныне я уничтожен. И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе". Мастер, еще не знавший, что "рукописи не горят", был близок к духовной и физической кончине. Как же он выжил? Биопсихоаналитик Л.Лихачева высказала свою версию: "Видно, произошло покаяние. Фактически он спас себя от смерти. Сам создал себе смертельную ситуацию, какими-то своими действиями, и сам же, своей волей, из нее вышел". Впрочем, у него были и духовные учителя. К одному из них он привел в гости свою третью жену, Елену Сергеевну - "Маргариту". "Луна светит страшно ярко, Миша белый в ее свете стоит у крыльца, взял под руку, ведет через улицу в какой-то дом у Патриарших, поднимаемся на третий этаж, он звонит. Открывает какой-то старик, роскошный старик, высоченного роста, красивый, с бородищей, в белой поддевке, в высоких сапогах, сидели до утра, старик чего-то ошалел. "Можно поцеловать вас? - "Можно, - говорю, - целуйте в щечку". А он "Ведьма! Ведьма! Приколдовала!" "Тут и я понял, - говорил потом всегда Миша, что ты - ведьма! Пошли домой, и я так до сих пор не знаю, у кого это я была".

  • В 1931 г Булгаков начинает писать роман заново, но это уже роман не о дьяволе, а о Христе и дьяволе. Это и было его покаянием, которое нужно было завершить до смерти, потому и делает приписку на полях: "Помоги, Господи, кончить роман 1931 год". Роман писался и переделывался до самого последнего часа, до мучительной агонии, когда силы Зла терзали его душу, до смерти, последовавшей 10 марта 1940 г. Перед кончиной он кричал: "Идти! Вперед!" О том, что он ушел вперед - к Свету, написала Елена Сергеевна: "Лицо его настолько изменилось от перенесенных им страданий, что его почти нельзя было узнать. Я с ужасом думала, никогда не увижу Мишу, каким знала. А после смерти лицо стало успокоенным, счастливым почти, молодым. На губах легкая улыбка. Все это не я одна видела, об этом с изумлением говорили все видевшие его". На творчество Булгакова была мода, были фестивали нечистой силы на Патриарших, паломничества в "нехорошую квартиру" на Садовой, 10, но все это прошло. Постепенно проявится истинный смысл его романов - путь к Свету.

материалы книги "Атлас тайн и загадок"


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

©OtherPlanet
Hosted by uCoz