меню раздела | оглавление
| ссылки по теме
ЛИЧНОСТИ >
АЗИЯ > БИЛКИС - ЦАРИЦА САВСКАЯ
- Третий царь Израильско-Иудеиского царства Соломон
(настоящее его имя "Шеломо", что означает - "мирный",
"благодатный"), правивший с 965 по 928 гг. до н.э., был не
только мудрым властителем, но и магом. Известный иудейский историк Иосиф
Флавий писал о нем: "Бог также научил его изгонять бесов, а наука
эта человеку весьма полезна. Еще Соломон составил заклинания, облегчающие
душевные страдания. И он оставил после себя искусство изгнания бесов,
которым пользуются и по сей день..." Легенды повествуют о том,
что Соломон также понимал невысказанные человеческие мысли, знал повадки
животных и их язык, любил беседовать с птицами и рыбами. И вот так случилось,
что удод сообщил ему о городе Китор в земле Савской, где правит женщина
несравненной красоты и мудрости. Соломон послал царице Савской письмо,
приказав ей прибыть в Иерусалим. О том, что произошло дальше, рассказывается
в Библии (2-ая Книга хроник, глава девятая): "Царица Савская, услышав
о славе Соломона, пришла испытать Соломона загадками в Иерусалим, с
весьма большим богатством и с верблюдами, навьюченными благовониями
и множеством золота и драгоценных камней. И пришла к Соломону, и беседовала
с ним обо всем, что было на сердце у нее. И объяснил ей Соломон все
слова ее, и не нашлось ничего не знакомого Соломону, чего он не объяснил
бы ей".
- Библия не сообщает, какие загадки задавала царица-волшебница царю-магу,
однако об этом говорится в еврейской народной сказке "Загадки царицы
Савской": "Вот первая загадка, -сказала царица. Растет в поле,
птицам на радость, рыбам на погибель. Богатому доставляет почести, бедному
- позор. Покойнику служит украшением, живому - устрашением. - Это лен!
- тотчас отвечал Соломон. - Растет в поле, птицы себе на радость клюют
его зерна, рыбы себе на погибель попадают в сплетенные из него сети.
Богатому льняные одежды прибавляют почестей, а бедному от льняных лохмотьев
один позор. Покойник льняной саван украшает, а живого льняная петля
устрашает". Волшебница задала Соломону еще множество вопросов,
и на все он отвечал незамедлительно и верно. Наверное, состязание магов
и обретение мудрости в ходе этого состязания и было основной причиной
визита царицы Савской в Иерусалим. Хотя в разные времена находили другие
причины; считали, что прекрасная правительница прибыла с караваном,
чтобы узнать истинную веру - в Иегову, как написано в Библии, в - Аллаха,
как сказано в Коране.
Современная американская исследовательница Эдит Дин в книге "Знаменитые
женщины Библии" высказала иное мнение: "Она прибыла в Иерусалим
из своего царства, расположенного на юго-западе Аравии, чтобы проверить
все, что она слышала о Соломоне, мудрейшем и богатейшем царе Израиля.
Настоящей целью ее визита было, по-видимому, установление торговых границ,
а также заключение союза с Соломоном... Ее впечатлили не только мудрость
Соломона и его способность ответить на все трудные вопросы, но, как
и любую женщину, ее поразило великолепие его домов, богатство придворных
одеяний и роскошь царского стола".
- Одно из преданий говорит, что у царицы Савской и иудейского правителя
был сын, который, как записано в эпосе "Кабра на гаст" стал
основателем эфиопской династии. Кораническое сказание о Сулаймане и
Билкис, правительницы Сабы, значительно полнее и исторически точнее
библейского. Удод, прилетевший из Аравии, сказал Сулайману, как записано
в суре "Муравьи": "Я пришел к тебе от Сабы с верным известием.
Я нашел женщину, которая ими правит, и даровано ей все, и у нее великий
трон. Я нашел, что она и ее народ поклоняются солнцу вместо Аллаха..."
Михаил Пиостровский в книге "Коранические сказания" анализирует:
"Некоторые специфические детали отражают йеменские детали. Это
огромный и удивительный трон. Для культуры древнего Йемена действительно
были характерны монументальные, похожие на здания каменные троны правителей.
Относительно недавно стало ясно, что в народной религии древнего Йемена
божество солнца- Шамс играло очень большую роль". Подчеркивая поклонение
царицы солнцу, Коран оказался достовернее многих недавних научных работ.
Именно так, весьма неопределенно, словарь Эфрона и Брокгауза говорит
о народе, которым правила Билкис: "Сабии - под этим именем были
известны у европейских и мусульманских писателей самые разнообразные
народности, относившиеся к различным историческим эпохам".
- Тем не менее, о стране, находящейся на юге Аравии писали ассирийские
цари Тиглатпарасар (в 711 г. до н.э.) и Синахериб (в 685 г. до н.э.).
Древнейшее в греческой литературе сообщение о сабеях содержится в "Истории
растений" Теофраста, позднее - в трудах Страбона, Плиния Старшего
и Птолемея. Ветхий Завет упоминает об этой стране в нескольких местах:
в Псалтири, Книге Исайи и Книге Иеремии. В течение многих веков посещение
Иерусалима царицей Савской было популярным сюжетом среди художников.
Дин пишет: "Рубенс изображает ее элегантной, достойной женщиной,
чью одежду нельзя назвать ни слишком дорогой, ни безвкусной. На фреске
Рафаэля в Ватикане она изображена с девичьей фигурой в тот самый момент,
когда входит во дворец Соломона. Другие художники, например сэр Э. Дж.
Пойнтер, чье полотно написано в 1891 году и выставлено в Сиднейской
галерее, рисует царицу Савскую в роскошных одеяниях, украшенную великолепными
драгоценными камнями; что типично для жительницы богатых и процветающих
земель южной Аравии". Об этом визите написана опера Карла Гольдмарка
"Царица Савская". Сама же Билкис, хотя и не упоминается в
хрониках Сабы, особо отмечена в Новом Завете. В Евангелии от Матфея
говорится, что в будущем ей предстоит стать судьей народа, который отверг
Иисуса: "Царица Южная восстанет на суд с родом сим и осудит его,
ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой;
и вот, нет здесь больше Соломона".
материалы книги "Атлас тайн и загадок"
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
©OtherPlanet
|