меню раздела | оглавление | ссылки по теме

ЛИЧНОСТИ > ЕВРОПА > РОДЖЕР БЭКОН

  • Роджер Бэкон (1214-1292) - выдающийся английский ученый, обогнавший почти на тысячелетие свое время и обвиненный за это в колдовстве, провел большую часть своей жизни в тюремных застенках. После своей физической кончины он обрел вторую жизнь на земле в легенде, которая долговечнее и ярче реальности.

  • Роджер поступил в Оксфордский университет очень рано - в двенадцатилетнем возрасте, и по окончании его преподавал там же. Но на свою беду решил отправиться в обитель средневековой премудрости - в Париж. Там он стал членом монашеского ордена святого Франциска Ассизского и получил новое имя - Фриер. Путая церковную ученость со свободомыслием, англичанин начал открыто излагать свои взгляды о необходимости поставить на службу церкви секреты белой магии, которую хотел противопоставить черному колдовству Сатаны. Обладая ярким даром провидца, он предсказывал изобретение самолетов, отравляющих газов, аквалангов и даже лазерного оружия. Когда его спрашивали об источнике этой информации, Бэкон ссылался на древних авторов. Церковь сочла его объяснения неубедительными и заточила в подземелье, о котором он впоследствии писал: "Прелаты держали меня без пищи и в тесном заточении и не испытывали угрызений совести от того, что никто не мог меня посетить. Они опасались, как бы мои писания не попали к кому бы то ни было, за исключением Папы и их самих."

  • Вызволил его из французского плена провансалец Гай де Фаулис, родина которого незадолго до того пережила опустошительные альбигойские войны. Хотя южанин де Фаулис был верным сыном католической церкви, ему не за что было любить парижан. Кроме того, он прожил несколько лет в Англии, где его просили похлопотать о национальной гордости - мудреце Роджере Став в 1265 г Папой Климентом Четвертым, этот родовитый дворянин выпустил на свободу Бэкона и затребовал для прочтения его научные труды. Прочитав его "Послания о ничтожестве магии", Папа лишь махнул рукой и велел отпустить францисканца-англичанина на его родину. Оксфорд встретил своего любимца ликованием, и в жизни Фриера Бэкона наступила счастливая пора, продлившаяся целых десять лет. Ученый воспринял решение Папы о своем освобождении как признание верности научных воззрений и указание продолжать их. Отныне он отстаивает необходимость поиска истины с помощью экспериментальной науки, не исключающей и магию, которую следует отделить как от черного колдовства, так и от шарлатанства. С преподавательской кафедры Бэкон говорит о том, что все чудеса с начала сотворения мира производились посредством слов, и потому просто глупо не попытаться использовать во славу Церкви Силу, заключенную в заклинаниях и чарах. Однако доступ к этим тайным знаниям должен быть ограничен: "И все же истинно то, что эти изумительные науки, посредством которых может совершаться как большая доброта, так и великое зло, должны быть доступны только ограниченному кругу лиц с папского дозволения."

  • Такая позиция находила полную поддержку на Британских островах, где еще помнили кельтских друидов, а деревенские жители нет-нет, да и встречались если не с эльфами, то с гномами. Отчего же, в самом деле, знания этих существ не обратить себе на пользу? В Париже рассуждали иначе. Судя по трудам мятежного монаха, он и сам обладал немалым опытом в магических делах и хорошо, если бы он без лишнего шума предложил свои услуги Папе и его ближайшему окружению, но ведь Бэкон писал, а рукописи его были доступны любому грамотному человеку. Они лишь смущали умы неискушенных сынов церкви и могли привести к ереси. Словом, Фриера вызвали во Францию и за попытку введения никому ненужных "новшеств" отправили в темницу, содержа куда строже, чем во время предыдущего ареста. В это время Папой был Николай Третий, итальянец Джованни Гаэтано Орсини, которого Данте без колебаний поместил в ад, обвинив того в безудержной алчности, продажности и протекционизме. Он усидел на троне в течение всего трех лет. В дальнейшем руководство в Ватикане менялось с калейдоскопической быстротой; за Орсини последовал француз Монпитье, потом вновь итальянец Савелли, за ним - францисканец Джироламо Маски. И только после смерти последнего английский ученый увидел свободу. Проведя четырнадцать лет в подземелье, он был смертельно болен и отправился умирать на родину, а его душа рассталась с телом в Оксфордском университете, куда он вошел впервые двенадцатилетним мальчиком.

  • Людям не нужна наука, они требуют чудес. И потому в Англии Фриер "ожил" спустя триста лет в образе великого кудесника, которого во всех странствиях сопровождал другой англичанин-францисканец и тезка - Фриер (до монашества Джон де Бангэй). Вместе они противостояли козням немецкого мага Вандермаста. В открытом магическом состязании германский колдун позорно проиграл Бэкону и решил отомстить, подослав наемного убийцу. Нанятый за сто крон солдат пересек пролив Ла-Манш и отправился в Оксфорд, чтобы пронзить мечом мудреца. Но тот, заглянув в свои магические книги, узнал о готовящемся покушении и приготовился к встрече. Когда убийца предстал перед ним с обнаженным клинком, Бэкон вызвал из преисподней дух Юлиана Отступника, чтобы с его помощью переубедить наемника, Юлиан появился с пылающим телом, покрытым многочисленными ранами, и признался, что он, находясь в аду, испытывает чудовищные муки из- за своего отступничества от христианской веры. Солдат ужаснулся, что и его может ожидать подобная участь и позорно бежал прочь. Вскоре он был окрещен, и в качестве крестоносца отправился на Священную войну, где геройски погиб. О его посмертной судьбе ничего не известно.

  • Вандермаст, уверенный, что с его соперником покончено отправился в Англию, где вызвал на магический бой ученика Бэкона - Бангэя. Они отошли подальше от людских поселений и там, в поле, встали в сотне шагов друг от друга, очертив себя волшебными кругами. Первым начал немец, вызвав огнедышащего дракона, который чуть было не спалил Фриера-младшего. Но и он, в свою очередь, призвал водного дракона, некогда поверженного Персеем. Словом, оба мага поочередно вызывали духов некогда живых существ, и борьба шла с переменным успехом. В завершение, как последнее средство, они прибегли к помощи Дьявола, который испепелил обоих. Начавшаяся затем буря пронеслась не только над местом магического боя, но и над окрестными городами и селами, вызвав немалые разрушения. Когда местные жители пришли в эпицентр стихийного бедствия, то обнаружили там два обожженных трупа и похоронили их одного - по обычаю францисканского ордена, другого - как чужеземца.

  • Сам же Бэкон остался в стороне от этих героических и неправдоподобных событий. О себе и своем искусстве он сообщил следующее: "Добрые мои друзья и ученики, вам неведомо, каким образом я посредством своего искусства достиг такого, что видели лишь немногие из живущих о чудесах, мной произведенных, говорит вся Англия, начиная с короля и заканчивая простым смертным. Я открыл секрет искусства и природы, предоставив возможность миру увидеть все это, что прежде было скрыто от людей со времен Гермеса, исключительного и глубокого философа. При помощи своих исследований я проник в секреты звезд. Схожим образом я открыл секреты деревьев, растений и камней. Тем не менее, все это принадлежащее мне знание я оцениваю как недостаточно полновесное, потому что оно служит не столько божественному началу в человеке, но утверждению его гордости и самомнения". Придя к подобному выводу, Фриер Бэкон сжег все написанные им труды по магии, но рукописи, как известно, не горят. Возможно, они еще ждут своих читателей. И, кроме того, служат основой для множества легенд о всемогущем маге Фриере Бэконе, над которым не властно время, и он спустя века вновь возвращается в любимый им Оксфордский университет. Во всяком случае, находились очевидцы его пребывания там в XVI и в XVIII вв.

материалы книги "Атлас тайн и загадок"


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

©OtherPlanet
Hosted by uCoz