меню раздела | оглавление | ссылки по теме

МИФИЧЕСКИЕ СУЩЕСТВА И БОГИ > ЕДИНОРОГ

  • Этот родственник небесных скакунов, хотя и обитал на земле, не признавал ничьей власти и никому не принадлежал. Усмирить его могла лишь невинная дева. Одна из древнейших человеческих цивилизаций, протоиндийская, в Мохенджо-Да ро и Хараппе в III тыс. году до н.э. запечатлела на своих печатях однорогого быка. Возможно, он был предком единорога, о котором упоминают священные индийские книги "Атхарваведа" и "Махабхарата". Самый причудливый единорог был у древних персов: с тремя ногами, шестью глазами, девятью ртами, полым рогом. Он стоит посреди океана и очищает чудесным рогом волны от грязи.

  • В Древнем Китае единорога называли Цилинь. По разным описаниям, у него тело оленя, но меньшего размера, шея волка, хвост быка, один рог, растущий изо лба и заканчивающийся мягкой шишкой. Китайские единороги могли быть различной масти: не только белые, но и пятнистые, бурые и даже зеленоватые. Цилинь, как священное животное, мог иногда летать, а, если уж ходил по земле, то, не примяв ни одной травинки и не наступив даже на самую малую букашку. Все звери признавали его первенство, подчинялись его власти. Считалось, что появление Цилиня несет с собой умиротворенность и процветание природе, а также было знаком предстоящего рождения мудреца. Так, согласно "Запискам о забытом", составленным в VI веке, появлению на свет Конфуция предшествовало явление единорога. Греческий историк Ктесий в рукописи об Индии описывал единорога: "Там водятся дикие ослы ростом больше лошади. Тело у них белое, голова темно-красная, а глаза голубые. На лбу рог. Порошок, соскобленный с этого рога, применяется как лекарство от смертоносных ядов". В русских "потаенных" книгах описывается лютый зверь индрик, непобедимый, подобный коню, вся сила его заключена в роге.

  • Средневековая католическая церковь связывала единорога с идеей девственности Богоматери и даже воплощением Иисуса Христа. В "Физиологе" V века сказано: "Так и наш Господь Иисус Христос, единорог духовный, снизошел в утробу Девы". О нем пишет средневековый богослов Гонорий Отенский: "Весьма свирепое животное, имеющее только один рог, называется единорогом. Чтобы поймать его, в поле оставляют девственницу; тогда животное подходит к ней и попадается... Оно представляет Христа, рог же - его непобедимую силу".

  • Сюжет о поимке единорога с помощью девы часто использовался в церковной скульптуре, светской живописи и геральдике. Он, расположившийся на коленях у девственницы, был эмблемой семьи Фарнезе, члены которой занимали высокие посты и были покровителями искусств в Италии XVI-ХVII веков. Пальмовое дерево, иногда с единорогом, было эмблемой дома д'Эсте - покровителей искусств в ренессансной Италии. Благородное животное украшало герб Шотландии, затем - Великобритании, а также личный герб русского графа П.И. Шувалова, при котором на вооружение армии были взяты пушки - "инроги". Написанный в 1968 году роман Питера Бигля "Последний единорог" возродил интерес к животному и добавил новые черты к его описаниям: "Единороги бессмертны. Они живут уединенно, обычно в лесу у заводи с чистой водой, в которой можно видеть отражение, они немного тщеславны и знают, что на свете нет существ столь же прекрасных и волшебных. Единороги редко соединяются в пары, и нет места таинственнее, чем то, где был рожден единорог". Еще подробнее описывает единорогов Ник О'Донохью в романе "Ветеринар для единорога": "Они быстро и осторожно вышли из прохода в скалах, двигаясь легким шагом с грацией цирковых дрессированных лошадей. Их копыта подняли сверкающие брызги, когда они переходили ручей... Тела единорогов были меньше и более хрупкие, чем у пони, хотя и более мускулистые; их облик в целом напоминал жеребят. Копыта оказались раздвоенными, как у оленя, а подбородки украшали козлиные бороды. Хвосты не были похожи ни на что, виденное Бидж раньше: по форме они напоминали хвост коровы, но были гибкими и грациозными, как у кошки, а кончались кисточкой, как у оленя... Их глаза оказались холодного синего цвета, с черными и бездонно глубокими зрачками". Из этого описания видно, что хотя единороги не лошади, не олени и не коровы, возможно, у них были общие предки. И все же они отличались от своих родственников не столько внешностью, сколько разумом и особой духовной отмеченностью.

  • Именно об этом пелось в старинной русской песне: "Единорог - зверь, всем зверям зверь". Все звери преклонялись перед единорожицей в романе Бигля, а люди, по незнанию, принимали ее за белую кобылу: "Один из членов магистрата неожиданно воскликнул: "Боже, взгляните на пастбище!" Тяжелые головы повернулись на нетвердых шеях, и все увидели, что деревенские коровы, лошади и овцы сгрудились на дальнем конце поля и не отрывают глаз от белой кобылы, пасшейся на прохладной траве. Все животные молчали. Даже свиньи и гуси были безмолвны, как тени. Где-то вдалеке крикнул ворон, словно угольком перечеркнув закат. "Необыкновенная, - пробормотал мэр. - Совершенно необыкновенная".

  • Возможно, единороги некогда жили рядом с людьми, но вынуждены были уйти, спрятаться, чтобы не вымереть, не быть истребленными охотниками за якобы чудодейственный рог. Может, нашлись люди, решившиеся спасти единорогов от своих соплеменников, как о том говорится в романе О'Донохью "Под знаком исцеления": "Он подошел к вожаку и подтолкнул его, шепча что-то ласковое. Наконец, животное смирилось и сделало шаг вперед... Остальные единороги последовали за ним без колебаний... Змеящаяся дорожка вывела их из леса к скалам, потом скалы сменились зарослями кустарника, кусты - открытым травянистым пространством. Трава становилась все суше, появились каменистые участки".

  • Мы не случайно цитируем фантастические романы. Может быть, их авторы, обращаясь к нашей памяти, пробуждают давно забытые знания и, тем самым, воскрешают к жизни единорога, который вернется к нам из тех таинственных мест, в которых пребывал все это время?

материалы книги "Атлас тайн и загадок"


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

©OtherPlanet

Hosted by uCoz