меню раздела | оглавление
| ссылки по теме
МИФИЧЕСКИЕ
СУЩЕСТВА И БОГИ > ЕДИНОРОГ
- Этот родственник небесных скакунов, хотя и обитал на земле, не признавал
ничьей власти и никому не принадлежал. Усмирить его могла лишь невинная
дева. Одна из древнейших человеческих цивилизаций, протоиндийская, в
Мохенджо-Да ро и Хараппе в III тыс. году до н.э. запечатлела на своих
печатях однорогого быка. Возможно, он был предком единорога, о котором
упоминают священные индийские книги "Атхарваведа" и "Махабхарата".
Самый причудливый единорог был у древних персов: с тремя ногами, шестью
глазами, девятью ртами, полым рогом. Он стоит посреди океана и очищает
чудесным рогом волны от грязи.
- В Древнем Китае единорога называли Цилинь. По разным описаниям, у
него тело оленя, но меньшего размера, шея волка, хвост быка, один рог,
растущий изо лба и заканчивающийся мягкой шишкой. Китайские единороги
могли быть различной масти: не только белые, но и пятнистые, бурые и
даже зеленоватые. Цилинь, как священное животное, мог иногда летать,
а, если уж ходил по земле, то, не примяв ни одной травинки и не наступив
даже на самую малую букашку. Все звери признавали его первенство, подчинялись
его власти. Считалось, что появление Цилиня несет с собой умиротворенность
и процветание природе, а также было знаком предстоящего рождения мудреца.
Так, согласно "Запискам о забытом", составленным в VI веке,
появлению на свет Конфуция предшествовало явление единорога. Греческий
историк Ктесий в рукописи об Индии описывал единорога: "Там водятся
дикие ослы ростом больше лошади. Тело у них белое, голова темно-красная,
а глаза голубые. На лбу рог. Порошок, соскобленный с этого рога, применяется
как лекарство от смертоносных ядов". В русских "потаенных"
книгах описывается лютый зверь индрик, непобедимый, подобный коню, вся
сила его заключена в роге.
- Средневековая католическая церковь связывала единорога с идеей девственности
Богоматери и даже воплощением Иисуса Христа. В "Физиологе"
V века сказано: "Так и наш Господь Иисус Христос, единорог духовный,
снизошел в утробу Девы". О нем пишет средневековый богослов Гонорий
Отенский: "Весьма свирепое животное, имеющее только один рог, называется
единорогом. Чтобы поймать его, в поле оставляют девственницу; тогда
животное подходит к ней и попадается... Оно представляет Христа, рог
же - его непобедимую силу".
- Сюжет о поимке единорога с помощью девы часто использовался в церковной
скульптуре, светской живописи и геральдике. Он, расположившийся на коленях
у девственницы, был эмблемой семьи Фарнезе, члены которой занимали высокие
посты и были покровителями искусств в Италии XVI-ХVII веков. Пальмовое
дерево, иногда с единорогом, было эмблемой дома д'Эсте - покровителей
искусств в ренессансной Италии. Благородное животное украшало герб Шотландии,
затем - Великобритании, а также личный герб русского графа П.И. Шувалова,
при котором на вооружение армии были взяты пушки - "инроги".
Написанный в 1968 году роман Питера Бигля "Последний единорог"
возродил интерес к животному и добавил новые черты к его описаниям:
"Единороги бессмертны. Они живут уединенно, обычно в лесу у заводи
с чистой водой, в которой можно видеть отражение, они немного тщеславны
и знают, что на свете нет существ столь же прекрасных и волшебных. Единороги
редко соединяются в пары, и нет места таинственнее, чем то, где был
рожден единорог". Еще подробнее описывает единорогов Ник О'Донохью
в романе "Ветеринар для единорога": "Они быстро и осторожно
вышли из прохода в скалах, двигаясь легким шагом с грацией цирковых
дрессированных лошадей. Их копыта подняли сверкающие брызги, когда они
переходили ручей... Тела единорогов были меньше и более хрупкие, чем
у пони, хотя и более мускулистые; их облик в целом напоминал жеребят.
Копыта оказались раздвоенными, как у оленя, а подбородки украшали козлиные
бороды. Хвосты не были похожи ни на что, виденное Бидж раньше: по форме
они напоминали хвост коровы, но были гибкими и грациозными, как у кошки,
а кончались кисточкой, как у оленя... Их глаза оказались холодного синего
цвета, с черными и бездонно глубокими зрачками". Из этого описания
видно, что хотя единороги не лошади, не олени и не коровы, возможно,
у них были общие предки. И все же они отличались от своих родственников
не столько внешностью, сколько разумом и особой духовной отмеченностью.
- Именно об этом пелось в старинной русской песне: "Единорог -
зверь, всем зверям зверь". Все звери преклонялись перед единорожицей
в романе Бигля, а люди, по незнанию, принимали ее за белую кобылу: "Один
из членов магистрата неожиданно воскликнул: "Боже, взгляните на
пастбище!" Тяжелые головы повернулись на нетвердых шеях, и все
увидели, что деревенские коровы, лошади и овцы сгрудились на дальнем
конце поля и не отрывают глаз от белой кобылы, пасшейся на прохладной
траве. Все животные молчали. Даже свиньи и гуси были безмолвны, как
тени. Где-то вдалеке крикнул ворон, словно угольком перечеркнув закат.
"Необыкновенная, - пробормотал мэр. - Совершенно необыкновенная".
- Возможно, единороги некогда жили рядом с людьми, но вынуждены были
уйти, спрятаться, чтобы не вымереть, не быть истребленными охотниками
за якобы чудодейственный рог. Может, нашлись люди, решившиеся спасти
единорогов от своих соплеменников, как о том говорится в романе О'Донохью
"Под знаком исцеления": "Он подошел к вожаку и подтолкнул
его, шепча что-то ласковое. Наконец, животное смирилось и сделало шаг
вперед... Остальные единороги последовали за ним без колебаний... Змеящаяся
дорожка вывела их из леса к скалам, потом скалы сменились зарослями
кустарника, кусты - открытым травянистым пространством. Трава становилась
все суше, появились каменистые участки".
- Мы не случайно цитируем фантастические романы. Может быть, их авторы,
обращаясь к нашей памяти, пробуждают давно забытые знания и, тем самым,
воскрешают к жизни единорога, который вернется к нам из тех таинственных
мест, в которых пребывал все это время?
материалы книги "Атлас тайн и загадок"
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
©OtherPlanet
|