меню раздела | оглавление | ссылки по теме

МИФИЧЕСКИЕ СУЩЕСТВА И БОГИ > ЭЛЬФЫ

  • Приблизительно с VII-VI тыс. до н. э. человеческая память сохранила, одновременно с великанами, эльфов - белых и черных. В скандинавской "Старшей Эдде" отмечается, что боги сначала создали цвергов - гномов, а потом уже и эльфов:

    Сойтись на судъбище,
    по лавкам сели,
    совет держали все вышние боги:
    кому-то должно
    карликов сделать
    из крови Бримира
    из кости Блаина;
    был Мотсогнир сделан
    и назван первым
    в народе цвергов...
    А вот родословная -
    Ловара предков -
    потомков Двалина,
    чей род явился
    из камня земного,
    пришел из трясины,
    на песчаную землю...

  • Позже "Младшая Эдда" добавила подробности о стране эльфов - Альвхейме: "Там обитают существа, называемые светлыми альвами. А темные живут в земле, у них иной облик и совсем иная природа. Светлые альвы обликом своим прекраснее солнца, а темные - чернее смолы". "Первые принадлежат дню, вторые - ночи, первые - воздуху, вторые - подземному миру. В отличие от черных эльфов, белые могли менять свой рост и облик по собственному желанию, становиться видимыми или невидимыми - стоило лишь снять или надеть колпак с серебряным бубенчиком. В сказках эльфов чаще всего изображают легкомысленными существами, которые обожают музыку, пение, танцы, шумные пирушки и празднества, охотно присоединяются к любому шествию или хороводу. Они будто бы никогда не причиняют людям зла, а на обиды отвечают лишь беззлобными проделками. Не любят они лишь громкого шума: колокольного звона, грома, пронзительного свиста. Против такой упрощенной трактовки эльфийского народа решительно возражал профессор Оксфордского университета Джон Толкиен, автор известной трилогии "Властелин колец". В своей работе "О волшебных историях" ученый писал: "Порхающие по цветам малыши - следствие нашей "рационализации"; мы объяснили чары Эльфийской Земли несложными хитростями, а невидимость - крошечными размерами хрупких существ, которые могут скрываться в цветке первоцвета или за стебельком травы".

  • Эльфы, фэерис - относительно новое слово. Оно впервые появилось в 1450 году в стихотворении поэта Гауэра.

    Расчесаны были его кудри. На них лежал
    Обруч с драгоценными камнями
    Или зеленый лист,
    Который только что упал с ветки,
    И все в нем казалось свежим.
    А он высматривал плоть.
    Как ястреб смотрит на птицу,
    Которую желал бы схватить.
    Он так держал себя,
    Словно он был из Фэери.

  • Описание прекрасного юноши дает лучшее представление об обитателях Эльфийской Земли: "и ибо народы Фэери не всегда принимают свое истинное обличье, они являются нам такими гордыми и прекрасными, какими мы сами очень хотели бы быть. Эльфы не менее реальны, чем мы, а мы, в свою очередь, не более реальны, чем эльфы. Но наши пути редко пересекаются, наши судьбы давно разделились".

  • В соответствии с собственным пониманием природы эльфов Толкиен описал их появление на свет в эпопее "Сильмариллион": "В тот самый час пробудились Дети Земли, Перворожденные, очнулись они ото сна: и пока они жили у Куйвиэнэн, глаза их видели звезды, и звездный свет стал им милее всего. Долго жили они в первом своем доме под звездами и в удивлении бродили по Земле: и начали они говорить и давать имена всему, что видели. Себя они называли Квэнди - "те, что говорят", ибо не встречали еще других существ, обладающих даром речи или пения. И случилось, что Оромэ, охотясь, заехал на восток и, взглянув на эльфов, исполнился изумления, словно они были созданиями странными, дивными и непредвиденными. Изначально Старшие Дети были сильнее и выше, чем стали теперь: но не более прекрасны..."

  • Эльфы не только известны по скандинавским эпосам и произведениям Толкиена. Кельты называли их сидами, поляки и венды - дудками и лудшами (людишками). Русские различали "чудь белоглазую" - искусных подземных ковалей и добровольных помощников: Мальчика-с-пальчик, Мужичка-с-ноготок. Римляне во времена Нерона верили, что эльфы (их называли инкубонами) в обмен на свой потерянный колпак с готовностью открывают местонахождение кладов. Шотландцы и ирландцы догадывались о присутствии этих существ по столбу пыли на дороге и почтительно кланялись им, приветствуя невидимую толпу эльфов, шествующих в свое новое жилище. В более поздние времена баварский дух Экеркен скакал по проселочным дорогам в виде дубового корня, переворачивал телеги и останавливал на скаку экипажи.
  • Так что же, эльфы - всего лишь плод народной фантазии? Пожалуй, лучше всего ответил Толкиен: "Все сказанное истинно даже тогда, когда мы называем фэерис порождением нашей фантазии; в этом случае перед нами еще один способ постижения человеком Истины Мира".

  • Действительно, Истина Мира- о которой пишет английский ученый, мифолог и создатель нового направления в литературе "сказочной фантастики" состоит из многообразия форм разума на Земле. Мы должны научиться понимать инакомыслящих, инакочувствующих и инаковыглядящих братьев в этой жизни. В этом, пожалуй, главной урок нашего бытия.
материалы книги "Атлас тайн и загадок"

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

©OtherPlanet
Hosted by uCoz